© Лев Иванов/ИТАР-ТАСС
Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» опубликовал продолжение исследования «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0». В предыдущем докладе авторы представили правящую элиту России как аналог Политбюро ЦК КПСС; Владимир Путин играет в нем роль арбитра и модератора, «но арбитра влиятельного, слово которого в конфликтных ситуациях, по крайней мере пока, остается решающим». В новом докладе авторы проследили за тенденциями и перестановками в Политбюро 2.0.
«Минченко консалтинг» утверждает, что формирование вокруг Владимира Путина «большого правительства», по функционалу дублирующего основное правительство, а по профессионализму и клановому представительству довольно разнородного, повысило влияние лично президента; с другой стороны, замедлило принятие стратегических решений и снизило их качество. При этом основным объектом критики со стороны бизнеса, политических элит и самого президента было правительство Дмитрия Медведева, а интенсивность смены министров в первые несколько месяцев работы кабинета оказалась беспрецедентной.
Каковы основные причины проблем в работе правительства, по мнению авторов?
Противоречивость предвыборных обещаний президента (например, трудно сочетаются задачи создания 25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест и поэтапного повышения заработной платы работников бюджетной сферы до 200% от средней по региону). Медлительность в вопросе выбора стратегии в отношении протестных групп (которая в итоге сводится к игнорированию и маргинализации либеральной части протеста, интеграции в официальную риторику власти части риторики националистов и росту социальных выплат для привлечения на свою сторону социально мотивированных протестующих). Нивелирование роли парламента.
Поспешно принятые решения давали сбой (к примеру, Минюст, как оказалось, не знает, как администрировать закон об иностранных агентах, а решение об увеличении пенсий работникам вредных производств резко повысило фискальную нагрузку на бизнес). Однако правящей коалиции, по мнению авторов доклада, удалось решить тактические задачи: удержание протеста в управляемых рамках, приемлемые показатели «Единой России» на региональных выборах в октябре, снижение потенциала внешнего влияния на российскую элиту.
Внутри Политбюро 2.0 укрепили свои позиции силовики: в число кандидатов в его члены вернулся глава СВР Михаил Фрадков, новый глава Минобороны Сергей Шойгу приобрел статус полноправного члена Политбюро 2.0. Выросла роль судебной власти как одного из инструментов выстраивания внутриэлитного баланса: в число кандидатов в члены Политбюро 2.0 вошли руководители Верховного суда Вячеслав Лебедев и Высшего арбитражного суда Антон Иванов.
Снижение рейтингов президента и премьер-министра формирует запрос на появление во власти новых фигур – «имиджевых паровозов». По мнению авторов доклада, в том числе поэтому резко взлетели внутриэлитные акции Сергея Шойгу, который – практически единственный из федеральных политиков – демонстрирует в последнее время рост рейтинга доверия среди населения. В числе претендентов также мэр Москвы Сергей Собянин, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, вице-премьер Дмитрий Рогозин. Растет влияние фигур, имеющих собственные политические проекты и инструменты политического влияния (руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов, первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин, глава ВТБ Андрей Костин, полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Александр Беглов).
Авторы доклада отмечают низкое влияние губернаторского корпуса на политическую повестку. В региональный блок кандидатов в члены Политбюро 2.0 вошли только главы Татарстана Рустам Минниханов и Чечни Рамзан Кадыров. Ухудшились позиции губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, на глазах превращающегося в «хромую утку».
Среди других тенденций:
– влияние Медведева на силовиков снизилось;
– тандем главы администрации президента Сергея Иванова и главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова усилился;
– Вячеслав Володин укрепил позиции после октябрьских выборов и постепенного затухания протестов;
– укрепился тандем бизнесменов Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука;
– Сергей Собянин сохраняет место в обойме кандидатов в преемники и премьер-министры;
– влияние главы «Роснефти» Игоря Сечина снизилось из-за изменения его статуса, влекущего ослабление его административного и силового ресурса, а также из-за внутриотраслевых конфликтов.
Авторы доклада прогнозируют и возможные конфликты в Политбюро 2.0: аппаратная конкуренция за контроль над ТЭК между секретарем профильной президентской комиссии Сечиным и профильным вице-премьером Дворковичем; конкуренция вокруг программы «большой приватизации»; напряжение между руководством Москвы и Московской области; борьба силовиков вокруг создания единого Следственного комитета; борьба вокруг перезапуска проекта корпорации развития Сибири и Дальнего Востока; новая атака на руководство «Газпрома» с целью реорганизации компании; обострение противоречий между Минобороны и производителями военной продукции.
Есть и новые аппаратные точки напряжения – между министрами и экс-министрами, перешедшими на посты помощников президента (наиболее заметно в Минсвязи, Минздраве и Минобрнауки), а также между аппаратом правительства и помощником президента Эльвирой Набиуллиной. Авторы доклада предполагают, что в течение года не исключена реорганизация кабинета министров: ряд бывших путинских министров могут вернуться в правительство в качестве вице-премьеров.
Нажмите на изображение, чтобы открыть в новом окне