Виктор Иванов. Собрание в колхозе

Виктор Иванов. Собрание в колхозе

В Москве начало быстро теплеть, хотя последствия поздней весны еще везде видны – посмотрите на сугробы вокруг. Это не только проблема для коммунальных служб и жителей мегаполисов, выталкивающих машины из снега, но и для наших колхозников. Многие поля до сих пор остаются под снегом, посевы выпревают, что негативно скажется на урожае озимых. Не может выйти и техника для проведения весенних полевых работ, стремительно сокращается временное окно для сева яровых культур – где-то для этого уже просто не остается времени. При этом резкое потепление, происходящее на наших глазах, к сожалению, не является панацеей. Резкий переход из зимы в лето приводит к дополнительному стрессу для растений, и такая ситуация, кстати, наблюдается не первый раз в последние годы.

Погодные риски в последнее время растут – из трех последних лет два года у нас были провальными. Был хороший урожай зерна в 2011 году (94 млн тонн), весьма посредственный – в прошлом (71 млн тонн), и абсолютно провальный – в 2010-м (61 млн тонн). Это очень сильные перепады, которые во многом были связаны с погодными факторами. 

До недавнего времени официальный прогноз на 2013 год упорно держался на уровне 95 млн тонн и на днях был понижен до 90–92 млн. Но наш последний прогноз на этот год еще ниже – 84–89 млн тонн. Потому что когда надо спасать урожай, спасать нам его нечем. Полностью минимизировать последствия неприятных погодных условий, естественно, нельзя – и это проблема не только для России. Однако рост уровня используемых агротехнологий привел бы к снижению зависимости от погоды. А для его повышения нужна одна довольно «простая» вещь – повышение уровня доходов нашего растениеводства. 

Как показывает практика, при росте доходов сельхозпроизводители активно увеличивают вложения в агротехнологии (семена, удобрения, химикаты, технику). В первую очередь благодаря высоким доходам в 2007-м, годом позже мы собрали рекордный для постсоветского времени урожай 108 млн тонн.

Однако пока рассчитывать на качественное повышение уровня доходов сложно. Погектарные федеральные субсидии весьма и весьма скромны, в среднем около 200 рублей на гектар (то есть 5 евро). Даже при удвоении за счет средств региональных бюджетов их размер окажется на порядок ниже субсидий в ЕС (100–200 евро для стран с развитым растениеводством), а это наш основной конкурент на мировом рынке пшеницы. Съедают значительную долю доходов производителей и непомерные расходы на логистику и инфраструктуру.

Остается уповать лишь на высокие цены на мировом рынке – и на хорошую погоду. На государство рассчитывать пока сложно, хотя чиновники регулярно заявляют о том, что очень скоро мы сможем кормить весь мир.