Василий Поленов. Русская деревня
Уже не первый год у всех на устах проблема вымирания деревни. Время от времени из бюджета выделяются деньги для возрождения сельского хозяйства и животноводства в деревнях, разрабатываются программы вовлечения молодого поколения в отрасль. Все это делается для того, чтобы деревня снова стала опорой города, но не имеет никакого смысла, пока не будет принято твердое политическое решение.
В нашем случае проблему вымирания деревни я бы разбил на две части. Первая заключается в том, что количество деревень на карте Российской Федерации зашкаливает, а сохранять и поддерживать их все просто невозможно. Вторая часть проблемы, и, на мой взгляд, именно она должна быть решена, – уменьшение количества людей, проживающих на селе. Я считаю, что проблема уменьшения количества людей – в первую очередь демографическая. С одной стороны, деревенские жители перестали рожать, с другой стороны – значительная часть предпочитает перебраться в город. Основная причина – уровень жизни в деревне и в городе.
Выезжаешь за 80 км от небольшого города и видишь разрушенные здания, разрушенные сельскохозяйственные постройки, вокруг повсеместное пьянство и пустота. Я задался вопросом: почему когда выезжаешь за пределы города в той же Германии, картина так кардинально не меняется? Это связано с тем, что немецким правительством решен ряд проблем как на социальном, так и бытовом уровне. В Германии многие ездят из деревни в город на работу, но при этом продолжают жить на земле, это объясняется тем, что есть транспортная доступность. Что же происходит у нас? Количество людей на селе уменьшается, потому что в деревнях практически нет инфраструктуры: какова доступность образования, есть ли детские сады, школы, больницы и тому подобное. Ни для кого не секрет, что во многие деревни даже скорая помощь не выезжает: они туда просто не доедут, особенно весной или дождливой осенью.
Чем можно объяснить огромное количество фермеров в Германии, и то, что у нас их практически нет? К сожалению, жители на селе разучились работать, разучились брать на себя ответственность, они просто не способны вести самостоятельно бизнес, у них крайне низкая предпринимательская активность. Можно упираться в то, что у нас во всем сплошная бюрократия, да, это явление в нашей стране, к сожалению, избыточное, но чтобы держать корову, свиней, кур и возделывать огород, никаких бумажек не надо. Просто люди не хотят жить натуральным хозяйством, потому что это действительно большой и тяжелый труд.
Проблема вымирания деревни без вмешательства власти решена не будет: это чистая демография – если люди не будут рождаться на селе, мы будем иметь дело с депопуляционными ямами. Ведь люди из города не поедут жить в деревню. Безусловно, некоторые бросают свою жизнь в мегаполисе, сбегают от суеты, но таких единицы. Для того чтобы отток из деревни прекратился, государство должно обеспечить нормальную инфраструктуру. В первую очередь хорошо бы четко определить список сел и деревень, которые государство готово поддерживать и развивать. Я уверен, что люди согласятся переехать из своих деревень в другие, более развитые, и выстраивать хозяйство там.
В этом случае хочется вспомнить два опыта колонизации сельскохозяйственных территорий, которые были в истории нашей страны. Удачный, на мой взгляд, исторический опыт, который можно было бы взять за основу. Первые немецкие поселения появились в России еще в XIV веке, а вот массовое их возникновение относится к XVIII веку, когда после манифестов Екатерины II иностранные колонисты обеспечивались наделом в 30 десятин земли на семью, денежной ссудой, получали освобождение от рекрутских наборов, а также им гарантировалась свобода вероисповедания. Первый удар по немецким поселениям случился сразу после революции, в тот период многие предпочли вернуться на родину. Второй массовый исход можно отнести к времени правления Иосифа Сталина – начиная с 1937-го советские немцы стали подвергаться репрессиям.
Но в истории нашей страны также был и негативный опыт – аграрная реформа Петра Столыпина. Вторым направлением этой реформы стала политика переселения крестьян. За счет переселения Столыпин надеялся уменьшить земельный голод в центральных губерниях и заселить безлюдные земли Сибири: переселенцам предоставляли большие земельные участки и множество льгот, однако сам процесс был плохо налажен. Причин ухода переселенцев было множество: недостаток земельных участков и их реальное качество, трудности освоения новых земель, особенно в притаежных районах, несоответствие климатических условий привычным в европейской России, произвол чиновничества.
Еще от Советского Союза нам достались моногорода, монопрофильные поселения, содержание которых неэффективно. Если раньше проблема невысокой производительности труда решалась увеличением количества людей на производстве, то сейчас, в век современных технологий, люди, которые там числятся, уже не нужны. И значительная их часть остается без работы и либо покидает это поселение, либо паразитирует на работающих.
Чтобы решить проблему вымирания деревни, нужно выработать четкую государственную политику – на основании мнения экспертов должен быть создан список, в котором будут перечислены поселения, подпадающие под государственную программу по улучшению. Благодаря этому деревни укрупнятся сами собой, насильно ничего делать не понадобится. В населенных пунктах, входящих в этот список, необходимо давать землю, проводить бесплатно газ, выдавать льготные кредиты на постройку домов, развивать инфраструктуру. Но, к сожалению, пока об этой проблеме глобально не задумываются, а людей на селе остается все меньше и меньше.