Иллюстрация: Neil Webb

На днях в штате Вермонт был подписан закон, легализующий эвтаназию. Это уже третий штат в США, где эвтаназия разрешена. В соответствии с новым законом, смертельно больной пациент должен пройти психиатрическое тестирование, получить независимые заключения от двух врачей о том, что предполагаемый срок его жизни составляет не более полугода. После всех этих процедур ему дают 17 дней на раздумье, и только тогда пациент может получить летальную дозу лекарства.

На тему эвтаназии в нашем обществе слишком много спекуляций, поэтому мы так до сих пор и не можем прийти к единому мнению по этому вопросу. В 2007 году в прессе появилась информация о том, что Совет Федерации готовит законопроект, разрешающий эвтаназию в России. Как оказалось, сенаторы направили запрос в медицинские круги, чтобы выяснить, насколько актуальна эта проблема для нашей страны. Новость сразу вызвала волну критики со стороны общественности. Безусловно, тема эвтаназии – одна из самых спорных и острых в современном мире. У эвтаназии, «благой смерти» или «узаконенного убийства», есть как сторонники, так и противники. Я считаю, что ее нужно легализовать. 

Из-за того, что в обществе тема эвтаназии во многом является запретной, терминология по этому вопросу крайне скудная. В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная – намеренное прекращение поддерживающей терапии больного; активная эвтаназия – введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть. В некоторых странах разрешены разные типы эвтаназии. В России как активная, так и пассивная эвтаназия – преступление; это деяние рассматривается как умышленное убийство.

Когда человек тяжело болен, когда традиционные виды лечения больше не эффективны, когда человек начинает говорить о смерти, когда начинают отказывать жизненно важные органы, тогда врачи начинают применять паллиативную медицину. Цель такого лечения – создание для пациента возможности улучшить качество его жизни; оно направлено на удовлетворение не только физических потребностей пациента, но и психологических, социальных и духовных. В современной медицине, к примеру, онкобольным на последней стадии в качестве обезболивания вкалывают наркотик. Тем самым врачи стараются поддерживать качество жизни пациента, хотя от этих уколов продолжительность его жизни может сокращаться. Можно ли считать паллиативную медицину эвтаназией? Во многих вещах по факту медицина меняет продолжительность жизни; можно ли сказать, что это эвтаназия? А нужно ли обезболивать онкологического больного, если это приведет к его скорой кончине? 

Когда у человека отказал мозг, его поддерживают на искусственной вентиляции, и сердце бьется только благодаря прибору, к которому подключен человек, как долго нужно поддерживать его жизнь? Если будет принято решение его «отключить», можно ли считать это эвтаназией? 

Со времен Гиппократа традиционная врачебная этика включает в себя запрет: «Я никому, даже если кто-то попросит, не дам вызывающее смерть лекарство и не предложу подобного». Таким образом, врачи должны до конца бороться за жизнь больных. Но бывают случаи, когда медицина бессильна; например, если человек попадает в серьезное ДТП, зачастую таких больных выписывают домой умирать. Этично ли заставлять таких людей жить? 

Это все общие рассуждения, которые к практике не имеют никакого отношения. Вопрос легализации эвтаназии – не для широкой дискуссии, а для дискуссии профессионалов, короткие выжимки из которой должны быть приняты как законы. Многие вещи надо прояснить именно на законодательном уровне. В нашей стране очень часто бывают перегибы, и этой практикой можно легко злоупотребить. Поэтому должны быть прописаны четкие условия, при соблюдении которых эвтаназия возможна. 

Основным противником эвтаназии остается церковь, которая по-прежнему приравнивает эвтаназию к убийству. Ведь с точки зрения верующих жизни людей принадлежат не им самим, а богу: значит, и не людям решать, жить им или умереть. Но как бы мы ни говорили, что живем в православном обществе, к сожалению, большинство относится к вопросам веры достаточно поверхностно.

Акцент должен быть на том, что в случае легализации эвтаназии никто не лишает человека права выбора. Ведь закон будет разрешающим, а не обязывающим.