Иллюстрация: Matt Canyon
Традиционное неравенство доходов среди граждан США стало причиной острого социального недовольства и лишь усилилось за годы, последовавшие за кризисом 2008 года. Страна, всю свою историю твердившая о равных возможностях для всех граждан, столкнулась с реальными проблемами по части вертикальной мобильности. Почему в одном штате сыну бедняков практически невозможно вырваться за пределы «гетто доходов», а в другом таких шансов у него хоть пруд пруди?
Американские экономисты и социологи из Гарвардского университета и Университета Беркли в Калифорнии посвятили этой теме целое исследование, с результатами которого
Дети, родившиеся в беднейших семьях в разных регионах Америки, изначально имеют разные шансы разбогатеть (попасть в страту с доходами более $70 тысяч в год, не достигая возраста 30 лет). Худшие показатели вертикальной мобильности дают здесь регионы юго-востока США и промышленные центры Среднего Запада. Очень слаба мобильность в таких городах, как Мемфис, Коламбус, Индианаполис и Атланта.
Противоположная ситуация наблюдается на северо-востоке и в некоторых районах запада. Наибольший шанс выйти в люди имеют сегодня выходцы из беднейших семей Нью-Йорка, Бостона, Солт-Лейк-Сити, Питтсбурга и Сиэтла.
Специальные программы социальной защиты, налоговая политика, общий процент «сверхбогатых» жителей региона и наличие в штате престижных колледжей незначительно влияют на уровень вертикальной социальной мобильности, показывает исследование. Значение имеют другие факторы. Во-первых, сама география региона, субъективные особенности положения города или штата. Например, не самая бедная Атланта всегда имела серьезные проблемы по части общественного транспорта. В том числе и поэтому главный город Джорджии является наименее перспективным для бедного населения. Вертикальная мобильность намного выше в мегаполисах, где бедные семьи распылены среди представителей среднего класса, а не замурованы в гетто.
Вертикальная мобильность выше в регионах, где традиционно мало неполных семей, более качественное начальное школьное образование и большая гражданская активность жителей – начиная от религиозной общинной активности жителей Солт-Лейк-Сити и заканчивая молодежными комьюнити тихоокеанского штата Вашингтон.
Регионы с большим процентом «цветного населения» традиционно показывают весьма скромные данные вертикальной мобильности. Впрочем, непосредственно к расе это отношения не имеет. Примечательно, что в Атланте у черных и белых бедняков одинаково низкие показатели социальной мобильности.
Самая высокая социальная мобильность наблюдается в таких регионах, как Солт-Лейк-Сити и Сиэтл. Здесь ее показатели вполне приближаются к уровню Дании и Норвегии (эти две страны принято называть эталонными по части вертикальной мобильности по доходам). При этом обратная парадигма не работает. В «депрессивных» по этим же показателям Мемфисе или Атланте мобильность значительно ниже, нежели в иных богатых странах.
Представители беднейших слоев, перевезенные в «более успешный регион» типа Питтсбурга или Бостона в раннем детском возрасте, скорее всего, сумеют со временем прекрасно инсталлироваться в местное общество и дать показатель мобильности часто даже лучший, чем местные жители. Тем же, кто переехал подростком, будет неизмеримо сложнее.