Расхожий стереотип гласит: российские производители под ярмом сетевой торговли. Ритейл якобы выкручивает им руки, навязывает свои условия, дискриминирует, ограничивая доступ к полке. На самом деле кто кем помыкает, дело исключительно размера контрагентов. 

Можно привести множество прямо противоположных примеров, когда ритейлеры третьего и четвертого уровней оказывались в полной зависимости от производителей. За раскрученным товаром сетевики будут выстраиваться в очередь, а не наоборот – особенно если мы говорим о транснациональных брендах. У них ритейлеры вынуждены просто вымаливать товар. Возьмем большую четверку: Unilever, Procter & Gamble, Mars, а теперь еще и «Вимм-Билль-Данн», принадлежащий PepsiCo. Если вы с ними не договорились, открывать магазин не имеет смысла – будете в пролете. Компания Coca-Cola или, скажем, Kraft Foods– все та же история: небольшая сетка даже из 50 магазинов ничего не сумеет с ними поделать.

Но идти на поводу приходится не только у крупных поставщиков. Ведь как подчас бывает: производитель вроде бы и небольшой, но в конкретном регионе – монополист. Причем таких случаев гораздо больше, чем тех, когда монополистом является сеть, хотя больше внимания уделяется как раз последним. Производители свежих продуктов, хлеба, молока, мяса, в регионах зачастую одиноки. В итоге один местный хлебозавод может легко строить самые крупные сети. Особенно если он «губернаторский». Качество местного хлеба может быть преотвратным, но другого все равно нет. А если у вас не будет хлеба, куда вы денетесь? 

С другой стороны, мелкий производитель пытается влезть в крупную сеть, а потом начинает жаловаться, что она все под себя подмяла. Но если задуматься, на что тут жаловаться? Дело не в том, что у нас правит бал крупноформатная торговля, а в том, что сравнимое работает со сравнимым. Если вы, как маленький свечной заводик, сдуру лезете сразу в X5 Retail Group (а у нас почему-то все мечтают это сделать), то ничего хорошего не ждите. Не потому, что X5 плохая, а потому, что вы в слишком разных весовых категориях. Когда меня спрашивают, как попасть в сети, я всегда говорю: если вы маленький, не суйтесь к большим. Начните с чего-то соразмерного. На Ford же никто не ставит детали от кузнецов. И происходит это не потому, что Ford – злой и давит кузнецов, а потому, что это машина, и здесь главное – стандарт.

Конечно, монополистов можно было бы обходить, если бы мелкие компании объединялись. Кооперативы существуют почти во всех странах Европы. Но у нас господа производители, как, впрочем, и мелкие ритейлеры, сильно разобщены и потому вынуждены «пропадать поодиночке». Они не вступают ни в какие коммерческие альянсы, в лучшем случае – в лоббистские, и никакая просветительская деятельность тут не работает. В России 31 тысяча предприятий розничной торговли, которые в итоге лежат под производителем, не могут добиться от него низкой цены и в итоге проигрывают федералам. И как результат, мы с вами проигрываем от снижения конкуренции.