Расхожий стереотип гласит: российские производители под ярмом сетевой торговли. Ритейл якобы выкручивает им руки, навязывает свои условия, дискриминирует, ограничивая доступ к полке. На самом деле кто кем помыкает, дело исключительно размера контрагентов.
Но идти на поводу приходится не только у крупных поставщиков. Ведь как подчас бывает: производитель вроде бы и небольшой, но в конкретном регионе – монополист. Причем таких случаев гораздо больше, чем тех, когда монополистом является сеть, хотя больше внимания уделяется как раз последним. Производители свежих продуктов, хлеба, молока, мяса, в регионах зачастую одиноки. В итоге один местный хлебозавод может легко строить самые крупные сети. Особенно если он «губернаторский». Качество местного хлеба может быть преотвратным, но другого все равно нет. А если у вас не будет хлеба, куда вы денетесь?
Конечно, монополистов можно было бы обходить, если бы мелкие компании объединялись. Кооперативы существуют почти во всех странах Европы. Но у нас господа производители, как, впрочем, и мелкие ритейлеры, сильно разобщены и потому вынуждены «пропадать поодиночке». Они не вступают ни в какие коммерческие альянсы, в лучшем случае – в лоббистские, и никакая просветительская деятельность тут не работает. В России 31 тысяча предприятий розничной торговли, которые в итоге лежат под производителем, не могут добиться от него низкой цены и в итоге проигрывают федералам. И как результат, мы с вами проигрываем от снижения конкуренции.