Виктор Васнецов. Страшный суд

Госдума сегодня приняла в первом чтении законопроект об объединении Верховного суда (ВС) и Высшего арбитражного суда (ВАС). Уже в середине следующего года 170 судей обоих судов переедут в Санкт-Петербург и начнут работать в одном «высшем судебном органе по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров». Президентский законопроект в официальных отзывах раскритиковали и ВС, и ВАС. Руководство судов не устроило, что судьи объединенного суда будут проходить квалификационный экзамен, даже если они действующие судьи, а также то, что принятие закона в нынешнем виде может привести к уничтожению всей системы арбитража в стране. Принятию закона в Госдуме предшествовала досрочная и добровольная отставка первых семи судей Высшего арбитражного суда. Еще 15 судей кассационной и апелляционной инстанций (из 47) написали заявления об отставке.

Однако депутатов Госдумы это не смутило. Они мучительно пытались найти ответ на один-единственный вопрос, зачем Владимиру Путину понадобилось объединять суды, если во многих странах Европы власти, наоборот, идут по пути создания все большего числа узкоспециализированных судов. Полпред президента в Госдуме Гарри Минх объяснил необходимость принятия законопроекта тем, что сейчас суды обладают по целому кругу вопросов так называемой пересекающейся компетенцией, из-за чего в итоге «отпихиваются от дел, которые не очень им нравятся». Все это, сказал Минх, приводит к тому, что участники процесса де-факто теряют право на судебную защиту. 

Но Юрий Синельщиков из КПРФ возразил. По его словам, для того чтобы унифицировать судебную практику, было вовсе не обязательно объединять суды. ВС и ВАС достаточно было принять совместные постановления и не тратить миллиарды рублей на объединение и переезд в Санкт-Петербург. 

Другие депутаты тоже не поверили Минху. «Ходили твердые слухи, что объединение судов готовилось под Дмитрия Медведева, так это или нет?» – прямо спросил Минха коммунист Николай Рябов. Полпред ответил, что, хотя не только среди общественности, но, как оказалось, и среди тех, кто замещает государственные должности, есть сторонники конспирологических теорий, кадровые вопросы он не затрагивает. 

Но аналогичный вопрос всего через несколько минут повторил и коммунист Анатолий Локоть. Он поинтересовался у представителя президента в Госдуме, произойдет ли дальнейшая ликвидация или слияние по всей России системы арбитражных судов или законодатели планируют ограничиться созданием одного «золотого кресла» для премьера Дмитрия Медведева, отставки которого уже давно требуют коммунисты. Минх только заверил, что принимаемый сегодня законопроект не затрагивает остальных арбитражных судов. Что же касается развития карьеры премьер-министра, то Минх предложил дождаться будущих кадровых решений. 

Беспартийный Дмитрий Гудков, сравнивший реформу суда с коктейлем из дорогого вина кьянти с дешевым, поинтересовался, почему авторы законопроекта не посоветовались с судьями ВАС и ВС, которые жестко раскритиковали законопроект, а на его доработку ко второму чтению выделили всего три дня. Минх ответил, что никто не может быть судьей в собственном деле, а все замечания в основном касаются пакета законов, которые будут внесены в Думу позднее. Поэтому все замечания руководства судов, по мнению полпреда, «нужно экспертно оценивать, а не просто так». 

Успокоить коллег попытался член ЛДПР Сергей Иванов. Он честно сказал, что с принятием закона ничего не изменится: «Все будут получать одинаково, то есть если сбил в пьяном виде обычный человек, то в тюрьму, а если начальник какой-то, то условно. Опять же не изменится и принцип: хороший адвокат знает закон, а очень хороший знает судью. Просто будут одинаково заносить и туда, и сюда. Изменятся только начальник и вывеска». Именно потому, что все останется по-прежнему, Иванов и призвал своих коллег проголосовать за этот законопроект в первом чтении. Единоросс Владимир Плигин на замечания Иванова явно обиделся. Он напомнил, что в 2012 году судами было рассмотрено 23 млн 576 тысяч дел и за этими цифрами стоит огромное количество людей. Плигин сказал, что «подобные обобщения делаются на основании единичных ситуаций, исходя из которых нельзя давать оценку всей судебной системе», как нынешней, так и будущей. 

Законопроект в итоге поддержали все, кроме коммунистов. Во втором чтении документ будет принят уже 20 ноября. Скорее всего, без каких-либо изменений, так как на внесение поправок единороссы отвели своим оппонентам всего три дня.