Дополнительное пленарное заседание Госдумы РФ. Фото: РИА Новости

На «без преувеличения историческое» (а по-другому в эти дни депутаты свои действия не называют) заседание Дума собралась почти в полном составе – в таком количестве парламентарии посещают зал на Охотном Ряду разве что в первый и последний день работы созыва. Охваченные с понедельника победно-патриотическими настроениями, народные избранники, а также сотрудники аппарата и полпред президента в ГД по-прежнему держали на своих костюмах георгиевские ленты. Белой вороной среди них выглядел лишь министр иностранных дел Сергей Лавров, который по поручению президента представлял в Думе два проекта: ФЗ «О ратификации Договора между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов» и ФКЗ «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Сергей Лавров коротко напомнил о событиях, предшествовавших референдуму в Крыму, признанию Россией его независимости и подписанию договора о присоединении. В принципе, ничего нового министр не сообщил, упомянув и украинских националистов-антисемитов, и позорную позицию Запада во главе с США, и мудрое руководство президента России, и (несколько раз) право народов на самоопределение, подтвержденное международным судом. Так же тезисно глава МИДа перечислил основные положения договора и закона и – от имени президента – предложил Госдуме одобрить оба документа: «Это станет поворотным этапом в судьбе двух народов, объединение в рамках единого государства будет способствовать нашему общему благополучию и процветанию». 

Главы профильных комитетов согласились с этой позицией, несколько расширив и уточнив некоторые пункты. «Появление в составе России новых субъектов является логичным результатом однозначного волеизъявления абсолютного большинства граждан Республики Крым. Это последовательное формирование института защиты их прав и свобод», – несколько пафосно, с учетом требований исторического момента завершил серию докладов председатель Комитета по госстроительству и конституционному законодательству Владимир Плигин. 

То ли доклады были исчерпывающими, то ли еще по каким причинам, но когда дело дошло до вопросов от фракций, ораторы, словно сговорившись, задавали те самые вопросы, ответы на которые даны либо в текстах сегодняшних законов, либо в других, уже действующих правовых актах, либо непосредственно президентом Путиным в его речи в Кремле два дня назад. В результате Лавров, как попугай, то повторял выдержки из выступления Путина, то цитировал законы. 

Небольшое разнообразие в процедуру внес единоросс Николай Булаев своим лирическим размышлением: «За несколько лет в ГД в первый раз вижу, чтобы какого-либо министра депутаты всех фракций встречали стоя и аплодисментами – это действительно высокая оценка!» Да и вопрос у Булаева, к слову, был небанальным: про санкции со стороны США и Евросоюза. 

«Удивляет не только пристрастие западных партнеров к односторонним мерам повелительного характера, – театрально поиграл бровями Лавров, – но и форма, в которую это было облечено!» Одним словом, по оценке Лаврова, все эти санкции нелегитимны и не имеют под собой правовых оснований. «Только Совбез ООН может принимать такие решения, но он их не принимал», – указал глава МИДа, разумеется, не забывая о том, что в Совбезе ООН у РФ есть право вето и никакие такие решения в отношении Москвы там в принципе невозможны. Еще одно отступление от алгоритма было вызвано вопросом об угрозах Украины выйти из состава СНГ. Лавров обрисовал мрачное будущее самой Украины и философски заключил: «Мы, конечно, насильно никого не удерживаем, но этот шаг предпринимается исходя не из коренных интересов народа Украины и ее экономики, а просто как очередная антироссийская акция…»

Следующим этапом – по процедуре – было выступление представителей фракций. Сегодня – по случаю исторического момента – выступали самолично лидеры. «Мы дружно, осмысленно и убежденно будем голосовать во всех трех чтениях, потому что идет процесс воссоединения с исторической родиной! – начал председатель КПРФ Геннадий Зюганов. – Воссоединение со своей матерью-родиной для нас является исключительным!» В течение нескольких минут Зюганов в свойственной ему цветистой манере возмущался либералами, западниками, пятой колонной, призвал «Эхо Москвы» перестать быть «Эхом Вашингтона» и признался, что ему понравилось выражение президента Путина о том, что Крым всегда будет российским, украинским, но никогда не будет бендеровским (да-да, так же, как и Путин, Зюганов сказал «бендеровским»). При этом на всякий случай лидер КПРФ предупредил, что произошедшее на Украине должно стать уроком и для России, ведь «Майдан возник не вдруг, он был законным протестом против властей. Но этот законный протест оседлали бандиты, экстремисты и отморозки». Поэтому – пообещал Зюганов – коммунисты и дальше будут бороться против «сердюковых, зурабовых и лично министра Ливанова».

Вождь ЛДПР Владимир Жириновский сегодня был в своей стихии: тема предполагала защиту русских, он и защищал как умел. Параллельно вывел определяющий признак: русский – это тот, кто говорит по-русски. А кровь в нем может течь любая – русская, украинская, еврейская, татарская и т.д. В какой-то момент показалось, что дальше стандартного набора он не пойдет, но Жириновский не подвел! Перед самым отключением микрофона он проинформировал, что собирается теперь поселиться в Артеке (куда ему ни разу не давали путевку), намерен не вылезать оттуда, и коммунистов туда не пускать – назвал это местью за свое загубленное детство.

Руководитель «Справедливой России» Сергей Миронов позволил себе помечтать о будущем: «Эта оголтелая кампания, эта информационная война закончатся, а Крым – останется!» Главный думский эсер посчитал необходимым поговорить и о строительстве Керченского моста, провозгласив будущую стройку ни много ни мало «новой духовной скрепой». И тоже пообещал, что справороссы единогласно проголосуют за оба закона. Но именно на этом месте Миронов оконфузился. Именно в его фракции обнаружились разброд и шатания – хоть и единичные, но все же идущие вразрез с общей линией партии и правительства. Один депутат – Илья Пономарев – проголосовал против обоих документов. Еще трое – Дмитрий Гудков, Валерий Зубов и Сергей Петров – отказались участвовать в голосовании. 

Впрочем, итоговые цифры – 443 и 445 голосов за – тоже впечатляли. Похожий результат был при голосовании в поддержку Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года. Депутаты обрадовались, как будто не ожидали такого исхода дела, и чуть ли не запрыгали от всплеска эмоций. Во всяком случае, спикер палаты Сергей Нарышкин вскочил еще до того, как успел объявить «Гимн России!», и это торжественное указание ему пришлось давать, нагнувшись к микрофону – в позе «знак вопроса». Возможно, в этом был какой-то свой скрытый смысл.