В одном из прошлых материалов мы затронули тему футбольных стадионов и выяснили, что бизнес пока не стремится вкладывать в них деньги, а если и вкладывает, то арена превращается в многофункциональный комплекс с офисами, отелями и торговыми центрами. Причина такого подхода очевидна – нужно как можно быстрее вернуть вложенные инвестиции, а сделать это на «чистом спорте» практически нереально.
Интересно, что в структуре расходов стадиона очень серьезная часть приходится на налоги. О налоге на прибыль речи нет, так как часто нет и самой прибыли, а вот имущественные налоги приходится платить по полной программе. Так, для собственников современной футбольной арены только земельный налог может составлять около $10 млн. Конечно, итоговая сумма зависит от региона, но она в любом случае остается очень внушительной.
Получается, что, с одной стороны, государство призывает частный бизнес вкладываться в спортивную инфраструктуру, а, с другой, не готово сделать простой шаг навстречу и снизить налоговое бремя. Для муниципальных стадионов встречаются совсем комичные ситуации: каждый год на содержание стадиона выделяется определенная сумма, но при этом ее не хватает даже на уплату налогов, которые идут в тот же бюджет, из которого финансируется стадион. Другими словами, из одного кармана в другой перекладываются разные суммы, а в минусе остается спорт.
Мало того, если все же будет введен единый налог на недвижимость, который заменит налог на имущество и земельный налог, то нагрузка возрастет в разы, что окончательно разуверит потенциальных инвесторов в перспективах строительства стадионов. И это мы еще не учитываем планы Правительства увеличить в 2019 году НДФЛ и НДС на 2 процентных пункта — до 15 и 20% соответственно, предоставить с 2015 года регионам право вводить налог с продаж и с 2016 года взимать взносы в фонд обязательного медицинского страхования со всей зарплаты.
Вообще, внимания заслуживают не только имущественные налоги, ведь спортивные организации, как и любые другие компании, обязаны платить все налоги. Однако, учитывая социальную значимость спорта, он заслуживает некоторых льгот. Плехановский университет недавно подготовил обзор международной практики о налоговых преференциях индустрии спорта.
Например, полезным для России может оказаться опыт Германии и Англии, где на федеральном уровне определено, что спортивные объекты не подлежат налогообложению. Если же стадион используется и для других целей (например, под торговые площади), размер налога можно исчислять пропорционально, исходя из количества времени, когда объект использовался не в спортивных целях. Подобная практика уже внедряется в некоторых регионах России. Так, в мае этого года власти Приморского края рассмотрели похожую инициативу: возможность для организаций всех форм собственности, использующих свое имущество для нужд физической культуры и спорта, применять налоговую ставку в размере 0,1% вместо 2,2%.
Также заслуживают внимания механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). В частности, для финансирования строительства стадионов можно использовать концессионные соглашения. Данный тип ГЧП постепенно приходит в Россию: большинство участков строящейся автомагистрали М-11 будут претворены в жизнь благодаря так называемому механизму BOT (Build-Transfer-Operate). Возможно, для стадионов больше подойдет модель BOO (Build-Own-Operate), которая позволит концессионеру сохранить право собственности на построенный объект. Но и в данном случае государству необходимо стимулировать частного партнера с помощью налоговых льгот.
Финансовая помощь спорту за рубежом также регулируется особым образом. Во многих странах (например, в США, Канаде, Германии) пожертвования спортивным организациям не облагаются налогом, в России же от НДС освобождены только средства, полученные организациями, задействованными в крупных спортивных соревнования (Олимпиада, Чемпионат мира по футболу 2018). Все остальные обязаны отдать 18% от спонсорских денег в бюджет. Здесь нужно разделять понятия финансовой помощи и спонсорства. Также важно, на какие цели будут направлены полученные средства. Если обложение налогом средств, которые впоследствии пойдут на огромные зарплаты игроков, можно считать справедливым, то недофинансирование по этой причине детско-юношеского спорта уже вызывает вопросы.
Конечно, нельзя заранее определить, как спортивная организация использует полученные деньги, однако налоговики вполне могут отслеживать наибольшие траты в индивидуальном порядке и принимать решение, можно ли их признать социально направленными и, следовательно, подлежат ли они налогообложению. Еще один вариант: подача спортивной организацией налоговой декларации на возврат налога с той части средств, которая была потрачена на общественно-полезные цели.
Учитывая специфику деятельности спортивных организаций, за рубежом регулированием их деятельности занимаются особые структуры (например, дирекция любительских спортивных организаций в Канаде). Они осуществляют постоянный контроль и принимают решение о предоставлении или непредоставлении льгот. Деятельность данных органов основана, прежде всего, на беспристрастности и хорошей репутации. Нельзя утверждать, что появление подобного органа в России не послужит исключительно раздуванию аппарата налогового контроля, однако, возможно, игра стоит свеч.
Налоговые кодексы многих стран позволяют благотворителям исключать сумму пожертвований из налогооблагаемой прибыли. В России лишь отчисления некоммерческим спортивным организациям могут быть применены к вычету, а коммерческие структуры могут финансировать спорт только за счет своей чистой прибыли, в связи с чем количество таких организаций предсказуемо невелико.
На данный момент обсуждается предложение включить расходы на организацию, проведение и участие в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях в состав внереализационных расходов. Таким образом, они будут исключены из налогооблагаемой базы налога на прибыль. При этом размер таких расходов налогоплательщика предлагается ограничить 1% выручки от реализации в течение налогового периода. В дополнение вводится следующее ограничение: только налогоплательщики, деятельность которых по организации, проведению и участию в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях включена в их устав, смогут воспользоваться льготой.
Нельзя не упомянуть и про налог на прибыль для самих спортивных организаций: в США, Канаде, Германии и Англии компании, доказавшие свои общественно-полезные намерения, освобождаются от уплаты корпоративного налога (аналог налога на прибыль). При этом они постоянно проверяются на предмет соблюдения законодательства (еще один аргумент в пользу создания специального контролирующего органа), а проверки не являются чистой формальностью.
В России спортивные организации могут исключать из своей налогооблагаемой базы гранты на осуществление конкретных программ в области спорта (за исключением профессионального), полученные от физических лиц, некоммерческих организаций, а также иностранных и международных организаций по перечню, утверждаемому правительством Российской Федерации. Также некоторые субъекты федерации имеют право снижать ставку налога на прибыль для спортивных организаций, но не более чем на 6,5%. Данной льготой, например, пользуются спортивные организации Нижегородской, Самарской, Волгоградской и некоторых других областей.
Возможно, не стоит слепо отменять налог на прибыль для спортивных организаций, однако можно установить порог выручки, которая не будет облагаться налогом. Данная мера, в первую очередь, поддержит малый и средний бизнес, чего уже не первый год добивается государство. Или же можно последовать примеру Японии и Германии, где существует законодательно закрепленный перечень видов деятельностей, которые не облагаются корпоративным налогом.
Как видим, льготы, закрепленные на федеральном уровне, связаны с проведением спортивных соревнований мирового уровня (Олимпиада в Сочи 2014, Чемпионат мира по футболу 2018), остальные спортивные организации в большинстве случаев оказываются в том же положении, что и любой другой налогоплательщик. Преференции, предоставление которых отдано на усмотрение региональных или местных органов, часто просто не вводятся.
Многие проблемы, связанные с непрозрачностью и неэффективностью налогов, не уникальны для спортивной отрасли, а предоставление очередной партии послаблений естественным образом приведет к выпадению доходов из бюджета. Однако при грамотном планировании эти льготы принесут гораздо больший эффект, который найдет отражение в укреплении здоровья наших сограждан и общем развитии спорта в стране.