Почти тысяча региональных депутатов пользуются несовершенствами законодательства, чтобы скрывать от общественности сведения об имуществе и доходах. Только в 29 российских регионах сведения о доходах и имуществе народных избранников размещаются в открытом доступе в полном объеме. Правовых механизмов по принуждению региональных депутатов к размещению деклараций нет: статус депутата не позволяет объявить ему выговор или уволить, суды отказываются рассматривать иски аппаратов законодательных собраний или прокуратур, определяя неподсудность дела для гражданского судопроизводства. В результате получается один из наиболее массовых, очевидных и географически распространенных видов нарушений антикоррупционного законодательства.
Закон о противодействии коррупции требует предоставления сведений о доходах и имуществе только от гражданских служащих. Региональные депутаты, многие из которых работают не на профессиональной основе и не получают зарплату за свою депутатскую деятельность, к ним не относятся. Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусматривает ряд ограничений, связанных с депутатской деятельностью, в том числе – обязанность подавать в специально создаваемую комиссию сведения о доходах и имуществе в отношении себя и ближайших родственников. Там же установлен общий порядок проведения проверок достоверности поданных данных, а порядок размещения информации на официальных сайтах отдан на откуп регионального законодателя.
Таким образом, требования все-таки оказываются аналогичными предъявляемым к чиновникам: до 1 апреля депутат представляет справку о своем имущественном положении, об имуществе своей супруги и о несовершеннолетних детях, а также о крупных расходах. Существенная проблема одна – в федеральном законе не прописана ответственность. Не будучи чиновником, депутат не может быть уволенным, отзыв депутата также происходит по совершенно иной процедуре. Из-за такой ситуации ключевое значение имеет региональное законодательство, позиция спикера парламента, губернатора и общий «сигнал» из федерального центра.
Центр «Трансперенси Интернешнл – Р» провел мониторинг размещения региональными парламентариями деклараций. Результаты неутешительны: декларации региональных депутатов публикуются в полном объеме в меньшинстве регионов. Десять региональных парламентов вовсе не размещают ни одной депутатской декларации на своих сайтах, еще около десяти размещают декларации только руководителей парламентских структур (спикер и его замы, председатели комиссий), то есть тех представителей депутатского корпуса, которые получают заработную плату. В большинстве регионов ситуация следующая: публикуются почти все декларации, но находятся несколько отказников, пользующихся отсутствием наказания или другими процедурными возможностями. Всего, по нашим оценкам, 890 человек, обязанные ежегодно отчитываться о доходах, расходах и имуществе, не делают этого.
Стоит отметить, что проведенный мониторинг касается только парламентариев, но не деклараций сотрудников аппарата заксобраний: с последними ситуация в целом намного лучше. Наконец, мы не оценивали доступность деклараций на сайте, качество их размещения. Требования по форматам размещения, наполнению, названию, расположению раздела, в котором надо выкладывать файлы, установлены решениями федерального правительства и Минтруда. Эти нормы хотя и крайне разумны, но их действие не является обязательным для региональных органов власти.
Одним из регионов с несколькими депутатами-«отказниками» стала Новгородская область, где действует Центр «Трансперенси Интернешнл – Р». В 2011 году (именно тогда на федеральном уровне была принята норма об обязательном декларировании для региональных парламентариев) три областных депутата не опубликовали свои декларации. Пример оказался заразительным, и спустя два года таковых стало уже пятеро. Наши коллеги обратились в региональную прокуратуру с требованием обязать депутатов предоставить в профильную комиссию сведения о доходах. Прокуратура подала иск в суд. По одному делу решение было положительным, по другим суды не признали своей компетенции в рассмотрении дела. Представители депутатов настаивают: судебное решение станет вмешательством судебной власти в работу законодателя. В результате во вторник апелляционная коллегия Новгородского областного суда отклонила жалобу прокуратуры и не стала рассматривать дело по существу.
К сожалению, в отдельно взятом регионе не удалось создать дополнительный правовой механизм по принуждению к прозрачности тех, кто и так обязан это делать. Впрочем, исполнение судебного решения в отсутствие санкций так и осталось бы на усмотрении каждого не раскрывающего о себе информацию. Можно вдаваться в особенности отдельных региональных законов, оценивать правомочность депутатов публиковать данные о себе в зависимости от получения зарплаты, но надо понимать: быть депутатом – это не только почет, но и существенные ограничения, в том числе обязанность быть открытым перед своими избирателями и гражданами. Почти тысяча человек, имеющие существенный вес в политической и общественной жизни шести десятков российских регионов, пренебрегают своей обязанностью. Российское отделение «Трансперенси Интернешнл» обратится в региональные прокуратуры по каждому случаю непредоставления депутатами данных о своих доходах.
Субъекты РФ, в которых сведения о доходах и имуществе депутатов законодательных собраний за 2013 год не опубликованы на официальных сайтах:
1. Республика Бурятия
2. Республика Марий Эл
3. Республика Тыва
4. Республика Хакасия
5. Чеченская Республика
6. Забайкальский край
7. Краснодарский край
8. Брянская область
9. Воронежская область
10. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра