Фото: ИТАР-ТАСС / Артем Геодакян

Ситуация в российской экономике оказалась чуть лучше ожиданий, осторожно заявил 30 марта первый вице-премьер Игорь Шувалов, подводя краткие итоги первого квартала. Ранее министр финансов Антон Силуанов сказал, что мы прошли пик кризиса. Его коллега из Минэкономразвития Алексей Улюкаев, в свою очередь, заметил «существенные признаки стабилизации».

Отчасти они правы. Стабилизация наступила, но только на валютном рынке. После спада напряженности вокруг украинского конфликта и прохождения пика выплат по внешнему долгу, который был в конце прошлого года и в феврале этого, давление на рубль уменьшилось. Курс рубля в реальном и номинальном выражении довольно быстро растет.

Это повышает уровень потребительского оптимизма россиян, хотя и не очень сильно. Они вынимали деньги из банков в течение всего 2014 года. За вычетом процентных начислений и переоценки люди изъяли почти 8% вкладов, что является признаком системного банковского кризиса. Однако уже в начале 2015 года люди понесли сбережения обратно. Это нетипично для кризиса. Такое поведение показывает определенную степень финансовой уверенности населения.

То же демонстрирует небольшая коррекция в сторону повышения индекса финансовых настроений Сбербанка в феврале. К январю 2015 года он упал до исторического минимума на фоне резкой девальвации рубля и паники по этому поводу (индекс рассчитывается с мая 2009 года).

Оптимизм населения относительно перспектив улучшения ситуации, особенно за пределами Москвы, восстанавливается. Реальные доходы упали, но население все равно пока воспринимает этот кризисный эпизод как непродолжительный. Оно не ждет длительного периода тяжелых испытаний. При этом процессы развития рецессии таковы, что наиболее глубокий спад нас ожидает скорее в середине года, а может быть, по ряду показателей – во втором полугодии.

Индекс финансовых настроений россиян

Источник: Сбербанк

Лучше, чем в девяностые

На первый взгляд нынешний кризис кажется более мягким, чем то, что россияне пережили в 1990-е годы. С другой стороны, как недавно показала Лилия Овчарова на круглом столе в Высшей школе экономики, за историю России с 1990 года было всего пять лет, когда реальные доходы населения падали декабрь к декабрю, и прошлый год оказался одним из них. В 1990-е годы таких было три: 1992-й (первый год либерализации цен), 1995-й и дефолтный 1998-й. В прошлый кризис доходы упали только в 2008 году.

Сейчас мы можем ожидать падения доходов несколько лет подряд.