REUTERS / Sandra Auger
В последние месяцы Сирия упоминается в мировых СМИ чаще, чем любая другая страна мира. К гражданской войне, которая продолжается уже четыре года, добавилось противостояние с вооруженными формированиями Исламского государства – террористической группировки, запрещенной во многих странах мира, в том числе и в России. Помимо этого в Сирии столкнулись интересы Запада и России, для которой Дамаск еще со времен СССР остается стратегическим союзником. Она же является источником сотен тысяч беженцев, которые заполонили Европу. Slon Magazine решил разобраться, почему именно Сирия, а не Египет, Афганистан или Ливия, стала камнем преткновения в мировой политике и головной болью для десятков других стран.
Карта: Openstreetmaps, Wikipedia
1. Перекресток цивилизаций
Территория Сирии расположена на «перекрестке цивилизаций» – здесь традиционно сталкиваются интересы Запада и Востока (достаточно вспомнить противостояние Александра Македонского и Ахеменидов, Рима и Парфии, Византии и Сасанидов), Севера и Юга (противостояние Древнего Египта и Хеттского царства, Хулагуидов и мамлюков), а с начала второго тысячелетия нашей эры – еще и ислама с христианством (Крестовые походы). Помимо этого Сирия, как и Украина, это важнейший транспортный коридор, через который добываемые в Азии углеводороды могут быть кратчайшим путем доставлены на европейский рынок. Из-за этого контролировать сирийскую территорию через своих ставленников хотели бы мало-мальски влиятельные политические и экономические группировки Ближнего Востока.
2. Страна – Вавилон
Географическое положение Сирии на пересечении важнейших торговых путей обусловило проникновение сюда различных культур и религий, что в свою очередь затруднило становление национальной идентичности. Одним словом, Сирия слишком разнообразна, чтобы быть единой (во времена французского мандата современная Сирия делилась на 4 части: государство Дамаск, государство Алеппо, государство Алавитов и государство Друзов). Несмотря на то, что ислам является преобладающей религией, здесь проживает также довольно большая община христиан (до начала гражданской войны около двух миллионов человек). В благополучное время такое многообразие конфессий не создавало проблем, однако на протяжении 1980–1990-х годов сирийский ВВП снижался, а уровень жизни падал – к 2007 году за чертой бедности жила уже треть населения страны. Равное положение всех конфессий привело к росту недовольства самой большой из них – суннитов. Это спровоцировало рост конфронтации между различными течениями ислама, которым впоследствии ловко воспользовался ИГИЛ, развернув именно на территории Сирии самые масштабные боевые действия с целью создания халифата.
3. Засуха и судьба Аккада
В 2006–2010 годах Сирия пережила сильнейшую засуху. С 1990 года среднегодовая температура в стране выросла на 1–1,2 градуса по Цельсию, а сезон осадков сократился на 10%. Все это вынудило около 1,5 млн жителей сельских районов покинуть свои дома и перебраться в и без того перенаселенные города. Было разрушено 800 тысяч крестьянских хозяйств, а цены на зерно поднялись на 27%. Связанное с этим падение уровня жизни (стоит еще вспомнить также отмену субсидий на топливо в 2008 году) вызвало социальное недовольство, ставшее одной из причин гражданской войны. Ученые даже проводят параллели между нынешней ситуацией в стране и положением в древнем царстве Аккад, которое располагалось на территории Сирии и Междуречья. Тогда, а речь идет о событиях четырехтысячелетней давности, засуха и боевые действия также стали причиной коллапса центральной власти и привели в итоге к исчезновению царства. В случае с Сирией удар по сельскому хозяйству, на которую приходилось до 30% ВВП (для сравнения, на добычу и пререработку углеводородов – 22%), оказался также невосполним. Последующая война подорвала и прочие ранее преуспевавшие отрасли экономики – энергетику, добычу полезных ископаемых и прочие. По итогам четырехлетнего конфликта общий экономический ущерб Сирии составил $202,6 млрд, что эквивалентно 383% от ВВП 2010 года.
4. Демографический бум
Последние десятилетия Сирия переживала демографический бум – если в 1950-х годах население страны составляло 4 млн жителей, то к 2010 году – 22 млн. Если в 1990 году в возрастной группе 15–24 лет насчитывалось 2,5 миллиона человек, то в 2000 – уже 3,8 миллиона, а в 2010–4,6 миллиона. Это порождало необходимость создания 400 тысяч рабочих мест ежегодно, но местная экономика не справилась с этой задачей. В результате сотни тысяч молодых людей, именно тех, кто потом пополнил различные вооруженные группировки, остались без работы.