Предприниматель Сергей Петроссов — из тех русских, кого в детстве родители перевезли в США, но кто не утратил связи с Россией. У Петроссова было несколько ИТ-проектов, рассчитанных на российский рынок, но настоящий успех к нему пришел благодаря стартапу JetSmarter — это «Uber для рынка частных джетов», как его описывает сам бизнесмен. Компания со штаб-квартирой во Флориде привлекла этим летом $20 млн от звезд мирового шоу-бизнеса, королевской семьи Саудовской Аравии и топ-менеджеров фирм вроде Goldman Sachs.
Петроссов неохотно рассказывает о своих инвесторах, но он поделился со Slon Magazine историей своего бизнеса и рассказал, почему индустрия авиационных перевозок может радикально поменяться в ближайшие 20 лет.
- Вы давно живете в США? Что вообще вас сейчас связывает с Россией?
- Мы перебрались из Москвы в Штаты, когда мне было четыре года. Многие родственники живут в России, мои родители часто летают сюда, я сам бываю здесь пару раз в год — увидеться с близкими и решить деловые вопросы. У нас здесь офис и «дочка», работают 12 сотрудников — так что связи с Россией я не разорвал.
- Ваши первые проекты были в России, насколько они оказались успешны?
- Когда я запустил здесь несколько компаний, у меня уже был опыт в ИТ-бизнесе в США — я занимался им, еще когда мне было 18 и я учился в университете во Флориде. Мой первый технологический проект — LiveContact, действительно был сделан руками разработчиков из России. Это был SaaS-сервис, нацеленный на Западную Европу и предлагающий сайтам организовать клиентскую поддержку через чаты, аудио и видео. LiveContact, к которому подключились несколько сотен сайтов, мы продали довольно быстро, в 2009 году, но имя покупателя и условия сделки я называть не могу.
- Ваш второй проект, Федеральная система дистанционного образования, был одним из первых в сфере онлайн-образования, верно?
- Да, этот проект был связан с софтом для университетов и школ, которые получили возможность организовать дистанционное обучение для студентов и учеников. Мы добрались до базы примерно на 100 тысяч студентов, к системе подключились четыре университета: МГУ им. Ломоносова, МГЮА, Московский институт путей сообщения, Сибирский федеральный университет. Предполагалось, что проект будет национального масштаба и получит господдержку (клиентами должны были стать именно государственные вузы), но из-за бюрократии и коррупции в российской системе образования проект так и не вышел на федеральный уровень. В 2012 году мы лицензировали продукт государству, я вышел из проекта. Сейчас компания лицензирует ПО нескольким университетам и частным компаниям на рынке дистанционного обучения.
Этот проект задумывался очень амбициозным для своей индустрии, но я не мог его полностью контролировать, и его развитие шло не столько в русле традиционной логики бизнеса, сколько было связано с коррупционными решениями, с политикой. Проект не оказался [особенно] финансово успешным, но дал мне знакомства со многими политиками, успешными бизнесменами и даже миллиардерами. Так что в итоге ФСДО косвенно помогла будущему успеху JetSmarter. И в конце концов, я, конечно, рад, что продукт этой компании все-таки работает в нескольких университетах для их аудитории.
- Вы тогда уже летали на бизнес-джетах?
- Да, свой первый такой полет я забронировал в 2009 году, и уже тогда мне стало ясно, что рынок бизнес-авиации просто архаичен. Чтобы получить место в самолете, нужно было сидеть на телефоне, ждать часами информации, говорить со множеством людей, часто пересказывая им одно и то же, — в век информационных технологий это казалось устаревшим и очень неудобным.
- Как бизнес-модель Uber адаптировалась к этому рынку?
- В аналогии между JetSmarter и Uber лежит то, что оба сервиса позволяют быстро и удобно забронировать полет в мобильном приложении. У нас вы можете сделать это за несколько минут, минуя цепочку брокеров, и улететь в течение нескольких часов. Мы рассчитываем доступность рейсов в реальном времени, на основе информации напрямую от авиакомпаний. Тут очень много нюансов — нужно не просто отслеживать, из какой точки в какую перемещается самолет, но и, например, учитывать время, проведенное в полете пилотами, дозаправку самолетов и т.д.