Тревис Каланик

Тревис Каланик

Фото: Иван Гущин / Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

«Сегодня из ряда вон выходящее событие, потому что визионеров и предпринимателей такого масштаба мы еще здесь не принимали», – такими словами глава попечительского совета Института медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка» Александр Мамут предварил лекцию сооснователя и генерального директора сервиса Uber Тревиса Каланика на площадке института.

Едва ли Мамут преувеличивал. Сервис частных водителей, основанный в 2009 году в Калифорнии, распространился уже на 66 стран. Тысячи предпринимателей хотят скопировать идею и распространить ее на другие сферы жизни, сделав «Uber для водопроводчиков» или «Uber для салонов красоты». Наконец, по оценке Forbes, состояние Каланика составляет $6,2 млрд – вдвое больше, чем у самого Мамута.

Впрочем, по словам Каланика, смысл его работы не в том, чтобы стать «большими и богатыми» («Я пока не продал ни одной своей акции [Uber]»). Для 39-летнего предпринимателя Uber – четвертая по счету компания, и большую часть времени он был как раз «маленьким и бедным». Так, один из его прошлых стартапов – файлообменный сервис Red Swoosh – в 2007 году был продан компании Akmai Technologies за $15 млн. Сумма выглядит весьма скромно по сравнению с нынешними оценками Uber ($65 млрд). Но быть маленьким – не так уж и плохо, полагает бизнесмен. «Быть маленьким, чувствовать себя маленьким – значит быстро двигаться. Чувствовать себя маленьким – значит брать на себя риски. Чувствовать себя маленьким – значит быть влюбленным в то, что ты делаешь, когда твои цели больше тебя самого».

Эта мысль наверняка нашла отклик в набитой до отказа аудитории «Стрелки» – здесь было много людей, представляющих как раз небольшие фирмы. Но если компания выросла до таких размеров, как Uber, то что может быть той «большой целью», которая мотивирует и двигает вперед?