
Иван Аржанцев
Фото: Варвара Лозенко для Slon Magazine
Мы встречаемся с Иваном Аржанцевым, деканом факультета компьютерных наук Высшей школы экономики, прямо у входа в здание — на крыльце невыразительной кирпичной коробки, спрятанной в глубине района Аэропорт, рядом с железнодорожными путями. «Зато все здание наше», — комментирует Иван мою натужную шутку о наглядной ценности факультета для «Вышки» (ее учебные корпуса в центре, на Мясницкой, как-никак украшает сверкающий гранит и фасадная лепнина). Computer science сейчас на подъеме, факультет создан по инициативе «Яндекса» всего два года назад, но интерес к нему постоянно растет, рассказывает мне сорокатрехлетний декан, пока мы поднимаемся в его просторный кабинет. Тут я начинаю жаловаться, как трудно современному ребенку (моему девятилетнему сыну, естественно, кому же еще), даже не обделенному способностями к точным наукам, понять, в каком направлении он хочет их развивать. Где открывается перспектива? Чем хорош выбор computer science, например? Сам, как родитель, я это тоже не вполне понимаю. Аржанцев, к слову, отец пятерых детей, пытается объяснить.
— Полагаю, мало кто из студентов наперед знает, что им от вас нужно, какой именно специальности хотят обучаться и почему.
— Как раз наоборот: студенты Высшей школы экономики — это люди, которые четко понимают, чего они хотят.
— Думал, их родители это понимают, не знаю уж, насколько четко.
— Все это миф, как и миф то, что в «Вышке» учатся сплошные мажоры.
— Тоже неправда? Ну хорошо. Абитуриенты все равно ожидают, что тут им для начала кое-что объяснят про специальности будущего. Расскажите, что вырисовывается.