Семен Лиходеев / ТАСС

Главное препятствие на пути к экономическому росту и национальному успеху России сегодня – валютные резервы правительства: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Эти два мешка с деньгами, грубо говоря, закрывают нам путь в светлое будущее, мешают развивать экономику и пользоваться благами глобального рынка. Они также являются причиной нынешнего агрессивного и непоследовательного внешнеполитического курса России. От этих денег нужно быстро и с максимальной для общества пользой избавиться, оставив право формировать валютные резервы только эмитенту национальной валюты – Банку России. Деньги из правительственных резервов (учитывая структуру баланса Банка России, речь идет примерно о $100 млрд) должны быть направлены не на мифический «рост инвестиций» через скомпрометированную и крайне неэффективную систему госпосредников всех видов – квазиагентств, госбанков, госкорпораций и так далее, а на прямое стимулирование потребления, предпринимательской активности «на земле», решение проблемы бедности и низкой социальной и территориальной мобильности молодых семей.

Важно понимать, что деньги из резервов или будут потрачены с толком и эффектом нами, или до конца 2017 года исчезнут по воле правительственных бюрократов, чтобы покрыть дефицит бюджета, который другие правительства покрывают с помощью внешних заимствований. Разговоры о возможности использования этих денег для ускорения роста или демагогия, или ложь. У правительства нет сегодня ни одного внятного сценария ускорения экономического роста. Предлагаемая помощником президента Андреем Белоусовым ставка на высокотехнологичный экспорт не сыграет в течение ближайших нескольких лет, если сыграет вообще. Инфраструктурные расходы – строительство дорог, мостов, тоннелей и так далее – без потребительского спроса, то есть сами по себе, не способны ускорить рост, они дают лишь локальный эффект и крайне дороги при этом.

Главная военная тайна России заключается в том, что здесь все делают вид, будто никакой бедности в России нет

Облегченный доступ предприятий к кредитам вообще не имеет к росту в нынешних российских условиях никакого отношения: цепочка «взять кредит – расширить производство – нанять и обучить новый персонал – получить прибыль – расширить производство» в России не работает. Решение может быть найдено только в области осмысленного, ориентированного на качество повседневной жизни граждан, программного расходования денег из резервов, причем такого, которое исключит посредников и профессиональных «улучшателей» жизни (от мэрий с их урбанистическими прожектами до традиционалистских институций) из процесса расходования этих денег. Деньги должны достаться гражданам России и ими же должны быть потрачены.

Резервы и суверенитет

Речь идет о политическом требовании, имеющем также и экономический смысл. Почему это требование является сначала политическим? Поскольку связано с проблемой суверенитета. Концепция суверенитета, которую сегодня исповедуют руководители нашей страны, органически связана с понятием «финансовой независимости», под которым понимается высокая степень автономности российской экономики от мировых рынков капитала. То есть, говоря совсем приземленно, количество календарных месяцев, которые страна сможет прожить, не имея никаких внешних валютных поступлений. Примерно так же «финансовую независимость» понимают, вероятно, только в Северной Корее.