Школьники на ЕГЭ по математике в гимназии №1540, Москва.

Школьники на ЕГЭ по математике в гимназии №1540, Москва.

Сергей Бобылев / ТАСС

Отставка Дмитрия Ливанова хоть и оказалась несколько неожиданной, но стала вполне логичной в общей цепи кадровых решений президента последних нескольких недель. В преддверии выборов началось обновление команды, которой предстоит провести президентскую кампанию 2018 года. И замена министра образования, несомненно, связана с этим обстоятельством. Тот факт, что Ливанову предложена должность спецпредставителя по торгово-экономическим связям с Украиной, которыми он никогда прежде не занимался, ясно указывает, что ему необходимо было срочно подыскать синекуру – награду за преданную службу, чтобы подсластить уход.

Ярлык, который ему незамедлительно навесили – «самый непопулярный министр в правительстве», думается, несправедлив. Наверное, Виталий Мутко в канун Олимпиады стал более непопулярен, но само это определение весьма условно. В современной политической системе России популярность-непопулярность мало влияет на выживаемость министров. Поскольку избиратель у нас один, как известно, то именно его симпатии-антипатии являются определяющими для карьеры чиновника. Так что радоваться тому, что гражданское общество поспособствовало каким-либо образом снятию «непопулярного» министра либо власть услышала его мнение, преждевременно.

Должность министра образования в России быстро компрометирует любого, кто ее занимает. В постсоветское время ни один из данных министров не прибавил к своему имиджу позитива, все уходили, сопровождаемые градом критики. Причин тому немало. Во-первых, образование такая сфера, которая касается многих, – почти в каждой семье кто-то учится в школе, вузе либо преподает в них. Во-вторых, почти все полагают, что разбираются в образовании, и потому высказывают свое мнение. В-третьих, образование затрагивает немало щепетильных моментов – тут и национальная гордость, и воспитание подрастающего поколения в духе той или иной идеологии, и соотношение религиозных и светских ценностей, и выбор направления школьной и вузовской системы (как знаменитый спор между «классиками» и «реалистами» в дореволюционной школе) в зависимости от намечаемых целей.