В России существует схема отмывания денег через Федеральную службу судебных приставов (ФССП), «которая со всех сторон защищена законом», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка.
Как отмечает газета, схема реализуется через двух юридических лиц – резидента и нерезидента. Стороны договариваются взыскать долг через третейские суды или мировые соглашения.
Выступающий истцом нерезидент требует погасить задолженность от резидента-ответчика, который соглашается с его требованием. Далее суды принимают решение о взыскании с должника и выдают исполнительный лист, с которым нерезидент «на совершенно законных основаниях» обращается в ФССП.
Приставы в принудительном порядке списывают с должника средства на счет взыскателя в иностранном банке.
В пресс-службе ЦБ «Коммерсанту» подтвердили существование проблемы и добавили, что в 2016 году по этой схеме на зарубежные счета было переведено около 16 млрд рублей (10% всего объема выявленных сомнительных операций за год). Всего по имеющим признаки такой схемы искам суды взыскали более 37 млрд рублей, уточнили в ЦБ.
В ЦБ также отметили, что выявить схему несложно, так как «по факту по указанным адресам должников не существует», операций они не совершают, а также «обороты по их счетам ничтожны по сравнению с суммами долга». Тем не менее суды, ФССП и банки не имеют полномочий, чтобы предотвратить схему, уточняет «Коммерсантъ».
Для решения проблемы в ЦБ готовят «рекомендации для банков». Также сейчас реализуется реформа третейских судов, в рамках которой ужесточат требования к их созданию, рассказал газете партнер юридической компании «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов.
В 2010–2013 годах в России существовала «молдавская схема» по выводу денег за рубеж, также построенная на фиктивной задолженности. По ней было выведено несколько десятков миллиардов долларов.