Акция "Рассерженные горожане" по привлечению внимания к проблемам асфальтового покрытия. Фото: Павел Головкин / ТАСС

Акция "Рассерженные горожане" по привлечению внимания к проблемам асфальтового покрытия. Фото: Павел Головкин / ТАСС

Статья Олега Паченкова продолжает цикл о политических свободах и республиканизме центра Res Publica Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Противопоставление «малых» дел «большим» – ошибка. Взаимодействие граждан с властью в формате решения частных вопросов городской жизни не мешает изменению ситуации в стране, а является еще одним способом достижения этих изменений. Оно не препятствует борьбе за гражданские свободы, а способствует ей. Даже если это не всегда очевидно.

Протесты против улучшайзинга

В последние годы все чаще обнаруживается конфликт между двумя типами сторонников изменений в российском обществе. Обе стороны, как правило, разделяют базовые ценности, касающиеся уважения к личности и основных прав и свобод; обе стороны согласны, что сейчас этим ценностям и свободам внимания недостаточно и с этим нужно что-то делать. Но подход, стратегии и методы вызывают жаркие споры. «Только протестами, только критикой, борьбой и непреклонными требованиями граждан к чиновникам можно добиться изменений», – уверены одни. «Невозможно получить все сразу, нужно начинать с себя, своего двора, посильных задач и повседневной работы – менять ситуацию на практике, а не в лозунгах», – отвечают другие. Можно сказать, одни предпочитает революционную модель изменений, другие – эволюционную; одни максималисты, другие минималисты. Первые критикуют вторых за готовность к компромиссам, сосредоточенность на условных велодорожках и подобном улучшайзинге, отвлекающем активных граждан от якобы «действительно важных и серьезных вещей», и главное – за коллаборационизм, сотрудничество с властью в решении конкретных вопросов городской жизни, «вместо того чтобы менять всю систему». В действительности противопоставление ложно. Оба подхода направлены на изменение системы, они не лучше и не хуже друг друга, и каждый сосредотачивается на том, что упускает другой.