Фото: Imago / TASS

Фото: Imago / TASS

Второго марта адвокат сообщил о задержании в Германии последнего из остававшихся на свободе фигурантов дела о контрабанде кокаина из посольства РФ в Аргентине в Россию, бизнесмена Андрея Ковальчука – российский суд еще неделю назад заочно арестовал его. Republic собрал главное, что известно о нем и о ходе дела на данный момент.

Ковальчук – ключевой фигурант уголовного дела о контрабанде наркотиков. Российское следствие считает, что именно ему принадлежали 362 килограмма кокаина, которые предназначались для отправки из Аргентины в Россию, и что именно он был организатором поставок. Источники Republic, знакомые с ходом расследования, ранее сообщали, что Ковальчук мог свободно заходить в посольство и покидать его, хотя и не работал там. «Росбалт» со ссылкой на показания других фигурантов дела писал, что Ковальчук являлся сотрудником департамента безопасности МИД РФ. Сам бизнесмен через своих представителей говорил, что по должности его правильнее называть «техническим персоналом посольства РФ в Берлине».

Поставки кокаина могли периодически продолжаться с 2012 года. «Коммерсантъ» 2 марта со ссылкой на показания другого фигуранта дела, арестованного бывшего завхоза посольства РФ в Буэнос-Айресе Али Абянова написал, что Ковальчук впервые связался с ним в 2012 году. По словам Абянова, тогда он попросил отвезти его с вещами в аэропорт; среди них был большой чемодан, который он попросил отправить отдельно – Ковальчук заявил, что там были подарки и продукты. С аналогичными просьбами бизнесмен обращался к Абянову в 2014 и 2015 годах – сам завхоз утверждал, что не открывал чемоданы и полагал, что занимается контрабандой «вина, кофе и полудрагоценных камней», и за каждый отправленный чемодан получал по $1000.

Ковальчук категорически отрицает свое участие в перевозке кокаина. Сразу после предъявления обвинений адвокат Ковальчука заявил, что тот считает случившееся «провокацией американских спецслужб с целью дискредитировать российскую дипмиссию». Позже, давая комментарии «Росбалту» через посредников, Ковальчук рассказал, что в 2016 году купил в Буэнос-Айресе на сумму $70 тысяч кофе, спиртное и сигары; это было упаковано в восемь чемоданов, которые он оставил в школе на территории российского посольства, где их подменили на чемоданы с кокаином. «У меня было шесть одноцветных чемоданов и два – с цветочками. В Москву же доставили 12 чемоданов, все с рисунком. Это не мои вещи. Кто-то их подменил», – говорил Ковальчук.

Экстрадиция Ковальчука может занять несколько недель. Заседание суда о мере пресечения на это время состоится уже 2 марта. Как заявили в посольстве России в Германии, «как правило, это занимает несколько недель – сбор необходимых документов и принятие решения об экстрадиции». Там также подчеркнули, что, как и любому другому гражданину России, готовы «оказать все необходимое консульское содействие», однако пока таких запросов ни от Ковальчука, ни от его семьи не поступало.

В МИД РФ официально отрицают, что Ковальчук когда-либо работал в ведомстве. Официальный представитель МИДа Мария Захарова 2 марта заявила, что «перерыла все архивы, подняла все бумаги», провела беседы с работниками ведомства, и по их итогам может сказать, что «он никогда в жизни не работал в посольстве в Германии ни техническим сотрудником, ни дипломатом». Адвокат Ковальчука отверг это заявление, отметив, что Захарова «противоречит сама себе». «Он сказал, что работал в посольстве в Германии и периодически ездил в командировки в Аргентину. Но не являлся дипломатом, как таковым. И Захарова здесь противоречит сама себе. Как бы с ним общались и посол, и завхоз, и все остальные? Он с улицы пришёл, что ли?», – заявил защитник Ковальчука.

В Кремле информацию о задержании Ковальчука предметно не комментируют. Как заявил, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, администрации президента «ничего не известно» о задержании. «Я уже неоднократно говорил, что мы, к сожалению, в Кремле не обладаем никакой информацией по этому делу и, тем более, по задержанию в Германии каких-то российских граждан», – сказал представитель главы государства.