Гравюра "Взятие водонапорной башни", 1848 год

Гравюра "Взятие водонапорной башни", 1848 год

Где свобода – в протестном движении или в стабильно функционирующей политической системе? Так ставит вопрос политолог Роджер Берковиц из Бард-колледжа. Чтобы разобраться, он сталкивает современных политических теоретиков (и практиков), ищущих свободы в протестах против государства, с идеями Ханны Арендт, полагавшей, что свобода должна быть закреплена в политических институтах (статья опубликована в свежем номере журнала Stasis, издаваемом Европейским университетом в Санкт-Петербурге).

Берковиц исходит из того, что разочарование в современных демократических политических системах становится все более широким. Не только в России и Турции, но и в некоторых странах Запада (Венгрия, Польша) избранные лидеры устанавливают нелиберальный порядок, который получает санкцию большинства.

Перечень философов, оправдывающих протест, Берковиц начинает с Саймона Кричли (Simon Critchley, автор недавнего, многими прочитанного эссе о Дэвиде Боуи). Государство настолько дискредитировало себя, что политика должна существовать на расстоянии от государства. Попытки вовлекать людей в управление институтами пора оставить: новая политика должна быть критикой государства. «Я утверждаю, – пишет Кричли, – что задачей радикальных политических поисков является создание интервалов внутри территории государства».