Когда патриарх Кирилл покидал Стамбул, где встречался с патриархом Варфоломеем, то наблюдатели присматривались к каждой детали – отказ от совместного обеда, лапидарные комментарии, не внушавшие особого оптимизма. Главной темой, разумеется, была украинская – и оставалось неясным, предоставит ли Константинопольский патриархат автокефалию (административную независимость) украинской церкви, а если предоставит, то когда – сейчас или постепенно (кстати, существенные вопросы остаются до сих пор).
Реальность оказалась куда более масштабной. По сути, 78-летний константинопольский патриарх Варфоломей, обладающий титулом Вселенского, начал революцию в православной церкви, которая затронет не только украинский вопрос. И последствия этих событий сейчас предсказать невозможно – хотя ясно, что они будут серьезными.
Напомним, что в Украине есть три православные церкви. Одна каноническая, входящая в состав Московского патриархата – у нее наибольшее число приходов и большинство практикующих (регулярно приходящих в храмы) верующих. Две неканонические – Киевский патриархат, пользующийся симпатиями многих «национально ориентированных» украинцев (правда, в храмы они ходят существенно реже), и небольшая Украинская автокефальная православная церковь, представленная преимущественно на западе страны. Власти Украины делают ставку на создание единой самостоятельной церкви и добиваются получения автокефалии от Константинополя. Для президента Петра Порошенко это особенно важно перед выборами, которые состоятся в следующем году – ему надо демонстрировать успехи в условиях, когда он, по опросам, отстает от своих конкурентов.