Высшая школа экономики собирается отказаться от традиционных лекций. «Мы отменим лекционные занятия в классической форме, — заявил на днях ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Думаю, что через пять лет мы точно заменим абсолютно все лекции онлайн-курсами. То есть каждый профессор запишет и будет поддерживать онлайн-курс по своему предмету».
Учеба не станет полностью дистанционной — семинары сохранятся. Но привычные лекции, настаивает ректор ВШЭ, сегодня теряют смысл — это лишняя нагрузка на преподавателей и студентов они интересуют мало. По его данным, посещаемость лекций в российских вузах составляет 15–17%.
Рост популярности онлайн-курсов — общая мировая тенденция. Сейчас это многомиллиардный рынок, который, по прогнозам, будет расти на 7,5% в год — до $275 млрд к 2022 году. Уже в начале 2010-х годов, согласно данным Pew Research Center, большинство колледжей и университетов в США предлагали дистанционное обучение в той или иной форме. Бывший президент Гарварда Ларри Саммерс назвал онлайн-курсы одним из основных факторов, которые могут повлиять на трансформацию высшего образования.
Многие в то же время относятся к ним скептически. В ходе опроса, проведенного в США в 2011 году, больше половины респондентов заявили, что ценность традиционного образования выше (такое мнение было распространено среди разных возрастных групп). Одна из основных претензий — недостаток непосредственного общения с преподавателями и другими студентами.
Исследования показали, что по эффективности дистанционное обучение может не уступать обычному. Хотя при этом проявляется неочевидный эффект. Онлайн-курсы отражают модель образования, которое рассматривается, прежде всего, как средство для получения полезных навыков. Гуманитарные науки, интерес к которым падает и в университетах, отходят на второй план.