Дым перед алтарем внутри собора Парижской Богоматери, 16 апреля. Фото: Philippe Wojazer / Reuters

Дым перед алтарем внутри собора Парижской Богоматери, 16 апреля. Фото: Philippe Wojazer / Reuters

Пожар в соборе Нотр-Дам-де-Пари потушен. Парижские власти сообщают, что конструкция здания спасена, разрушено две трети крыши и шпиль. Важнейшие реликвии, хранившиеся в соборе, в том числе терновый венец Христа, были эвакуированы. Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Нотр-Дам будет восстановлен. Уже начались пожертвования.

Пожар начался вечером 15 апреля в задней части кровли, где проходили реставрационные работы. Огонь быстро охватил крышу, и весь мир в онлайн-режиме следил, как горит национальное достояние Франции. Возможность полного разрушения допускалась пожарными и чиновниками и вызвала массу апокалиптических комментариев в сети. Алексей Макаркин – о том, почему соборы не гибнут.

Пожар в Нотр-Дам-де-Пари – это трагедия, но не гибель собора. Трагедия – потому что мы лишились частиц истории, пусть даже погибший в огне изящный шпиль является творением не средневековых зодчих, а мастеров позапрошлого века. Но соборы не гибнут – они горят, их бомбят, но они возрождаются.

Как собор Реймса, сгоревший в Первую мировую и ставший символом франко-германского примирения при де Голле и Аденауэре. Как собор Магдебурга, города императора Оттона, – его разрушали в XVII и ХХ веках, а он оба раза возрождался, и могила Оттона на месте, в его алтарной части, как и тысячу лет назад. Храм Христа Спасителя вообще взорвали – а он снова стоит в центре Москвы, и его украшают мемориальные доски, посвященные павшим в войне 1812 года, о которых часто вспоминала моя бабушка, в детстве ходившая в этот храм. Пусть даже это и их копии – аутентичные доски погибли вместе с собором.