
Григорий Голосов
Фото: Алексей Саломатов
Для любых режимов, похожих на российский, выборы – головная боль. С одной стороны, они нужны как источник легитимности, с другой – не нужны как выборы в обычном смысле слова. Когда лидер популярен, все легко, но разочарование, снижение доверия к нему вводят систему в кризис. Вот уже как минимум год кремлевские политические менеджеры вынуждены иметь дело с относительно низкими рейтингами лидера, с недовольством и протестами. Московские городские выборы с «безнадежными» фильтрами вроде бы должны были пройти гладко для властей, но оказалось, что независимые кандидаты хорошо сделали домашнюю работу и научились преодолевать созданные для них препятствия. Оппозиция оказалась на шаг впереди, и власти, нарушая законы и правила, пытаются исправить ситуацию. Означает ли это, что российский режим вступает в какую-то новую фазу? Каковы могут быть его дальнейшие действия? Об этом Максим Трудолюбов поговорил с деканом факультета политических наук Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорием Голосовым, автором недавно вышедшей книги «Автократия, или Одиночество власти».
– На каком этапе развития находится сейчас российский режим? С чем это можно сравнить? Кризис ли это, и если да, то насколько он серьезен? Почему Кремль решил усилить репрессии против оппозиции?
– Все авторитарные режимы – репрессивные. Демократические режимы в случае кризисов допускают возможность прихода оппозиции к власти. Авторитарные режимы любого типа этой возможности лишены, поэтому в случае реальной угрозы их естественный ответ – повышение репрессивности.
Электоральные авторитарные режимы отличаются только тем, что допускают политическое участие оппозиции, отвергая при этом перспективу ее прихода к власти. Уровень репрессивности режима – мера того, насколько правдоподобной власть считает возможность победы оппозиции на выборах. Если такая перспектива кажется власти реальной, то репрессивность режима повышается. Дальнейшие вариации связаны с тем, насколько эффективно режим на доэлекторальных фазах устраняет эту угрозу.
Допустим, сингапурский режим довольно малорепрессивен в периоды избирательных кампаний. Но это потому, что шансы оппозиции получить сколько-нибудь ощутимую долю мест в парламенте до самого последнего времени были ничтожными из-за систематической работы по манипулированию избирательной системой и зачистке оппозиции, которую режим вел между избирательными кампаниями.
Российский политический режим, стремясь избежать дальнейшего повышения репрессивности, уже такие меры предпринимал. Была и зачистка оппозиции между выборами, и модификации избирательной системы, которые предотвращают приход оппозиции к власти. Но эти меры не были такими эффективными, как в Сингапуре.
Прогноз плохой, на автор хороший. Тем не менее пациент хочет услышать хороший прогноз... Но у нас, увы рак, в терминальной стадии.
Митинг состоялся несмотря ни на что . Сабянин - преступник..
а что Путин? Он простой. Скажет я не удел. В батискафе в это время плавал. Но Володя. Ответственный ты.
Тоска и безнадега, десятилетия автаркии и потом ещё такого же переходного периода. Единственный вопрос этим "политологам" - почему сравнивая с каким нибудь Сингапуром они никогда не учитывают фактор размера, там площадь в миллионы раз меньше и в миллионы раз легче контролируется...
Аффтар, вы много всего написали. Однако нет чёткого прогноза: когда и как скончается режим, и какие последствия. Хотя бы несколько наиболее вероятных веток. А то читать унылые абстракции про какие-то Вьетнамы - да ну их...
Он не скончается.
"Для любых режимов, похожих на российский, выборы – головная боль."
.
посыл неверный. Выборов нет.
Почему? - Это теперь так, а когда бочка - $130, риска никакого!
это крымчанам. Они лохонулись.
" ... диктатуры с большей вероятностью сменяются другими авторитарными режимами?"
.
мало того, если речь о власти без единого слова о деньгах, то это только так и есть.
Не забываем, что в финансовом плане нахождение центра массы России вопрос забытый. Где недвижимость, счета, активы. Дети, наконец.
.
в этом контексте, например, т.н. революция в Украине тоже не была сменой режима. Мало того, и сейчас пока не стала.
.
а при изменении финансово-экономической модели зачем революция? Это и есть революция.
ес-но в России свои исторические особенности. Эрзацреволюция. Царя на кол, бояр в прорубь, а дальше пущщай хоть еще лет -цать измываются. Но непременно ..... .
.
Верхи ради своих тамошних дач готовы на все.
Им на их дачи еще пропуск надо заработать, а с репрессиями это вряд ли получится... А то еще и семьи могут выслать на Родину с детьми или без.
все куплено.
.
или
"они не такие"?
Вменяемость руководителей ЕС не вызывает сомнений. Читайте статью о борьбе со спасателями беженцев... Они "такие", но купить электорат можно только на халявные деньги, а их много и долго не бывает.