Anton Vaganov / Reuters

Ликвидная часть российского Фонда национального благосостояния (ФНБ), куда направляются сверхдоходы от нефти дороже $41,6, стремительно приближается к своему пороговому значению – 7% ВВП. Все, что его превышает, закон разрешает инвестировать. Открытым остается вопрос: как?

Если начать осваивать внутри страны огромные суммы – предположительно до 1,9 трлн рублей в 2020 году и 4,2 трлн рублей в 2021-м, это поставит под удар хрупкий макроэкономический баланс, достигнутый после кризисного пике. В частности, такое финансовое вливание повысит инфляцию, предупреждает Центробанк. Но заметным вкладом в экономический рост при этом не станет. ВЭБ.РФ оценивает потенциал ускорения его темпов максимум в один процентный пункт ВВП.

ЦБ, а также глава Счетной палаты Алексей Кудрин, собственно, идеолог фонда и последовательный сторонник резервирования сверхдоходов на черный день, предлагают повысить разрешенный 7%-процентный порог и таким образом отсрочить триллионные траты. Но идея не находит полной поддержки даже внутри финансово-экономического блока правительства. Еще меньше шансов предотвратить неизбежное у иностранных советчиков – в частности, МВФ, где в конце июня призвали российские власти «сберечь ресурсы для будущих поколений и избежать процикличности».

В прошлом глава Минфина Антон Силуанов с тревогой рассуждал о судьбе Резервного фонда, пока тот не был исчерпан. Но сегодня тот же министр допускает вложение средств ФНБ в рисковые российские проекты, противопоставляя их низкодоходным, хотя и высоколиквидным зарубежным инструментам (дополнительное размещение средств фонда в иностранных активах все еще остается одним из вариантов, но, похоже, все больше формальным). К тому же трудно представить, чтобы после всех триумфальных заявлений правительства о «восстановлении финансовой защиты бюджета от внешних шоков» кабмин продолжил держать себя в узде, настаивая на продолжении консервативного сберегательного курса.

Над схваткой

Впрочем, очевидно, что последнее слово здесь за Путиным. А российский президент до сих пор лишь внимательно следил за воодушевляющей динамикой накоплений, этой «мощной финансовой подушки безопасности». Конкретных предложений о том, как расходовать триллионы рублей на счетах фонда, он не выдвигал, а от публичных комментариев чужих инициатив в основном воздерживался. При всем соблазне разогнать стагнирующую экономику свободными деньгами, к чему Кремль давно подталкивают советники, да и просто поддержать лояльный бизнес, Путин не спешил с решением, предпочитая оставаться над схваткой противоборствующих лагерей.

Исповедуя дирижизм во всем, что связано с экономическим развитием, хозяин Кремля, тем не менее, не готов облегчить правительству работу по достижению поставленных целей (притворимся, будто верим, что, не исполнив майские указы главы государства, чиновники всерьез рискуют своими карьерами).

Так, провалилось предложение использовать ФНБ в помощь несырьевому экспорту, которое прорабатывал Минфин и о поддержке которого Кремлем заранее объявил министр экономического развития Максим Орешкин, известный поспешностью в подобных оценках. Депутатам Госдумы на минувшей неделе удалось отклонить соответствующую поправку в Бюджетный кодекс. Другая идея, которая легла на стол Путину, – задействовать ФНБ, чтобы вывести закредитованную российскую оборонку из финансового тупика. Но и тут позиция Кремля может разочаровать лоббистов. Пик гигантских расходов на перевооружение армии пройден еще три года назад, и по крайней мере на словах государство не планирует их наращивать.

Арктический циклон

Однако есть как минимум одна идея, которая вряд ли оставит Путина равнодушным. И эта идея – Арктика.