Когда речь заходит о прошлом, всегда наготове набор образов и ассоциаций – сталинизм, война, девяностые, хруст французской булки, да что угодно вплоть до тех времен, про которые академик Фоменко объяснил однажды, что все было не так, как все привыкли думать. Все разбираются в прошлом, все умеют рефлексировать по поводу прошлого, умеют извлекать из него уроки, анализировать ошибки, в конце концов, смеясь, расставаться с прошлым.
А как насчет вот этого прошлого – совсем недавнего, того, которое и в учебник новейшей истории пока не попадает, настолько оно близко к настоящему. Последнее докрымское, предвоенное лето. В тюрьмах еще сидят узники Болотного дела. Владимир Путин разводится с женой. Россия готовится к сочинской Олимпиаде, и хорошим тоном считается ждать, что в Сочи все развалится еще до начала олимпийских торжеств. Жив Борис Немцов – кажется, он готовит какой-то доклад о коррупции во власти. Все смеются над новым культом «духовных скреп» и регулярными обидами патриотической общественности на чьи-то неосторожные высказывания. На эстраде царит Стас Михайлов. Москва выбирает мэра, к выборам допущен Алексей Навальный, и хотя он не побеждает, его двадцать с чем-то процентов выглядят как невероятное поражение власти, и на уже намоленной Болотной после выборов собираются сторонники оппозиционного лидера. Сам он говорит, что переворачивать машины и ставить палатки еще не время – но когда время придет, он обязательно скажет. Вероятно, это ответ одному из ораторов – тому, который говорит: «Нас оскорбили тем, что отняли голоса. Мы должны за них драться». Площадь приветствует оратора аплодисментами – да, драться готовы многие, и человек, призывающий к драке – он очень важный оратор на этом митинге.
Не политик, не активист, не митинговый герой. Модный театральный режиссер, у которого только-только отгремела главная московская премьера этого сезона – радикальная фантазия на тему «Идеального мужа» Оскара Уайльда, в которой есть и Стас Михайлов, и Олимпиада в Сочи, и духовные скрепы – вся Москва боролась за лишний билетик на этот спектакль, а его режиссер, оказывается, оттрубил всю послевыборную ночь наблюдателем на избирательном участке – следил, чтобы у Навального не отобрали голоса. И что удивительного в превращении режиссера в предвыборного активиста? Еще до выборов он писал, что власть в России превратилась в оккупанта: «Пока что при встречах с гауляйтерами население просто шепчет про себя проклятия. Пока что оно иронично взирает на плитку. И вяло подтанцовывает на танцплощадках. Пока оно покорно выполняет расклеиваемые на столбах новые и новые гауляйтерские распоряжения. А иные вяло вскидывают шапки при проезде кортежей. Но шапки летят уже не так высоко, как раньше – даже у самых энтузиастичных холуев».
Мне кажется, эта статья - о неумении нашем общем принимать большие решения. Человек сам по себе может быть умным, добрым, честным, даже смелым (пример тому - герой статьи), но большое решение (к примеру, уйти в оппозицию к существующей власти) принимается раз и навсегда. Со всеми последствиями и предстоящими трудными развилками принятия других решений, поменьше. И как раз принятие больших решений мы - по крайней мере, лично я - порой не тянем. Это ведь не обязательно политика - может быть и экономика (где и кем хотелось бы работать через пять лет), общественные оношения (нужно ли менять что-то в своем браке, утвердить какую-то свою бескомпромиссную позицию по отношению к детям), образование (стоит ли параллельно работе еще и заниматься/оплачивать учебу). И т.д.
Один раз приняв такое большое решение последствиями на срок от пяти до двадцати лет, останавливаться не то, чтобы нельзя. Но тогда нужно признать за собой ошибку, принять последствия и подвести баланс (потрачены деньги, время, силы, нервы, испорчены отношения, пропало доверие среди близких и т.д - а во имя чего?).
Господин Кашин спрашивает каждого из своих читателей на примере господина Богомолова: что выросло из тогдашнего решения "побузить на Болотной"? И: "если Вы чувствуете себя моральным банкротом, не пора ли признаться в этом себе и действовать по-другому?"
Очередной бред от кашина. Слишком сложно об обычном приспособленце
не знаю, как это возможно, придумывать такие глобальные теории, опираясь на судьбу одного театрального режиссера. Ведь понятно, что у человека просто нестабильная психика и его крикам про бороться такая же цена, как и нынешнему лоялизму. Это даже не так как с Киселевым, который был тварью всегда и топил за то, за что платят лучше. А этот человек топит за то, где ему дают себя проявить. Это много говорит о человеке, но ничего не говорит об эпохе.
Все правильно. От этого горько так. Но вот тоже не согласна, что мы все как этот Богомолов.
специально посмотрел дебаты с Пархоменко. Откровенно убого выглядел этот Костик. Он этого не понимает? Или это тоже входит в контракт театрала?
Припекло
Только я не очень понимаю, почему мы все коллективный Богомолов? Эффектный каданс в конце статьи и не более – к реальности отношения не имеет.
"мимо тёщиного дома я без шуток не хожу"
вот эти уничижительные "его двадцать с чем-то процентов ...", хотя даже в ссылке (а значит автор текст, на который ссылается, читал) чёрным по-русски написано "27,24%" . ну почему в статье о Богомолове надо, пусть и слегка, но обязательно пнуть Навального? неужели за то, что автор стоял с ним на одной сцене, как Богомолов, пел с этой сцены "Всё идёт по плану", входил в КСО, а теперь, как эксперт "60 минут" из Лондона, пытается обо всём этом забыть и хочет, чтобы другие забыли? не забудем.
Что-то мне подсказывает,что все это была ошибочная стратегия Ксении. Мог же Богомолов уже Дождю с Азаром сказать, у нас с вами разные мнения. И мне не нужно ни оправдываться, ни нападать. Время покажет, кто был прав и потому в диспуте я не нуждаюсь. Так бы сказал,если бы не было рядом Собчак.
Не стреляйте в пианиста. Он не политик, а работник сферы обслуживания.
Был замечательный поэт Ярослав Смеляков, дважды сидел. Кстати во второй раз не за стихи, а за то, что во время войны попал в плен. Был везунчик: его коллег - молодых поэтов: Бориса Корнилова, Павла Васильева и совсем молодого Александра Шевцова просто расстреляли.
Стихотворение Смелякова "Если я заболею, к врачам обращаться не стану" стало любимой песней интеллигенции в годы оттепели. А вот партия сказала: "Надо" и написал он в США в "Нью-Йорк Таймс" письмо против Солженицына.
Не надо помнить письмо, надо помнить стихи. Не все, подобно Александру Исаевичу, способны жить не по лжи.
Помнить надо всё.
Мне нравится молодой максимализм (в данном случае возраст не играет роли). Но начинать надо с себя. В чужом глазу и соринку заметим, в себе не заметим большого бревна.
Вот начальные строчки стихотворения "Послание Павловскому", написанные Смеляковым в 1967 году, прочтите его полностью.
В какой обители московской,
в довольстве сытом иль нужде
сейчас живешь ты, мой Павловский,
мой крестный из НКВД.
Ты вспомнишь ли мой вздох короткий,
мой юный жар и юный пыл,
когда меня крестом решетки
ты на Лубянке окрестил?
И простите художнику грехи вольные и невольные.
P.S. Я ошибся, Смеляков сидел три раза. Правда, во второй раз была ссылка, в которой он через некоторое время смог даже работать по специальности и вести занятия с начинающими поэтами в городе Сталиногорске (ныне Новомосковск).
Я не говорил, что нужно плетьми на площади за былые прегрешения. Но помнить желательно всё.
К чему пассажи про отсидки Смелякова, я понимаю с трудом. Если бы он боролся против режима, их количество бы имело значение. А так он просто попал в жернова.
Применительно к нему: помнить нужно и стихи, и письмо против Солженицына в NYT. Что здесь не так?
Кому история с письмом неприятна, сделает из него своего частного Вайнштейна и забудет все его стихи, как бы прекрасны они ни были.
Википедия говорит, что он был банщиком и учётчиком в фильтрационном лагере на шахтах в Тульской области.
Банщиком был пока не разрешили работать по специальности. Это было после возвращения из плена. В третий раз по доносу.
Борцов с режимом в те годы или расстреливали или отправляли на сроки более длинные и в места более суровые. Но такие были. Например Анатолий Клещенко
Ржавой проволокой
колючей
Ты опутал мою страну.
Эй, упырь! Хоть уж тех
не мучай,
Кто, умильно точа слюну,
Свет готов перепутать
с тьмою,
Веря свято
в твое вранье.
Над Сибирью,
над Колымою
Вьется тучами
воронье.
Конвоиры сдвигают
брови,
Щурят глаз,
чтоб стрелять ловчей...
Ты еще не разбух
от крови?
Ты еще в тишине ночей
Не балуешься люминалом
И не просишь,
чтоб свет зажгли?
Спи спокойно,
мы - по каналам
И по трассам
легли навалом.
Рук не выпростать
из земли.
О тебе вспомнят
наши дети.
Мы за славой твоей
стоим,
Раз каналы
и трассы эти
Будут именем
звать твоим.
1942 год, написано в лагере.
Но в СССР жило много миллионов людей, а протестовали единицы, многие всё понимали и приспосабливались. И иначе и не могло быть. И сейчас мы видим тоже самое, но уже (или пока) не расстреливают. Хотя Немцова расстреляли без суда.
"Сислиб" - прекрасное (и как будто намеренное) сочетание звуков.
К какому оттенку лоялизма автор причислил бы того, кто вроде как критикует особо уродливые проявления режима, но при этом в два раза активнее козлит всех его оппонентов за несоответствие совершенно другим, гораздо более жестким стандартам?))
Кажется, все верно.
Только откуда взялась та моральная высота, с которой Кашин поплевывает на Богомолова?
Пуркуа бы и не па... А кто такой Богомолов, чтобы ...
Ну Кашин вроде бы не был замечен во флирте с властью? Или я что-то пропустил?
у интересной личности - К. Богомолова - возник коммерческий расчет до 2024...а там как масть пойдет...в его деятельности отчетливо просматривается историческая антропология и ментальность...как у М. Захарова и еще двух-трех конформистов
Двадцать пятого числа
Сего месяца
Дворник старый во дворе
У нас повесился
Но не будем мы о нем горевать
Дворник старый
Молодым вперед шагать
туда ему и дорога.
политический сюрреализм в дни белого террора.
адекватная ответная реакция только на уровне биологических инстинктов.
.
Сказать "освободи тварь заложников" только вызвать мерзкую улыбку этих извращенцев.
Давно укрепился в мысли, что люди, которые прекрасно всё понимают, но по каким-то там своим причинам осторожно хвалят Путина и Собянина, мне гораздо неприятнее, чем настоящие, полноценные садисты и уроды из власти и её окрестностей. Уродов приятно ненавидеть, с ними хочется бороться. А с этими даже и не знаешь, что делать. Плюнуть и мимо пройти, наверное.
"приятно ненавидеть " ???
"и не знаешь, что делать. " !!!
Разговаривайте . Объясняйте . Аргументированно.