
Владимир Путин на сессии Петербургского экономического форума, 7 июня 2019 года. Фото: Maxim Shemetov / Reuters
В мировой экономике сегодня тревожно. Благодаря ее устойчивому десятилетнему подъему уже почти забылся предыдущий мощнейший кризис. Но два гиганта, поддерживающие экономический рост в глобальном масштабе, – США и Китай – затеяли между собой торговую войну, раздирая в клочья длинные и запутанные международные цепочки создания добавленной стоимости. На их место приходят гораздо более простые и надежные, хотя и коммерчески менее эффективные схемы, а выпавшие звенья пытаются вновь встроиться в систему. Остальной мир, затаив дыхание, следит за перипетиями сражений и готовится к худшему.
Сама по себе подготовка к худшему незаметно это худшее приближает – по мере того как участники рынка в возрастающей степени избегают риска, переходя от экспансии к умеренно-консервативным стратегиям. Озабоченность бизнеса через повышенную нервозность рынка труда и громкие заголовки СМИ передается населению, избирающему все более осторожные модели поведения. Свертывание инвестиционного и потребительского спроса подавляет рыночные цены на базовые товары, что обычно и знаменует собой начало рецессии.
Как там было у Булгакова, разруха в головах. У Ойкена в основах национальной экономии было сказано, что вся экономика пронизана борьбой за власть, и тот, кто этого не понимает, не понимает экономики.
Монополизация политической жизни привела к монополизации экономики, что резко сокращает число центров принятия решений. Экономика функционирует в режиме, при котором небольшое число экономических центров действует в интересах ограниченного числа физических лиц. При этом механизм согласования различных частных интересов (возникает в условиях честной и широкой конкуренции) отсутствует. Итог: растущее экономическое расслоение, рост бедности, снижение потребительского спроса, деградация социальной сферы.
Самое смешное то, что на макроуровне денег будет вполне достаточно, чтобы иметь бездефицитный бюджет. Еще раз анекдот про Вовочку. (Вовочка - народ, папочка - бюджет). Вовочка: "Папочка цены на водку выросли. Скажи, ты теперь будешь меньше пить?" Папочка Вовочке: "Нет, теперь ты будешь меньше есть". Под "водкой" можно понимать национальные проекты. Вся их прелесть в том, что невозможно оценить ни их эффективность, ни обоснованность затрат.
Все так, очень наглядно и чётко сконцентрировано в единое целое все те положения, которые давно публикуют честные экономисты и социологи. Увы, вечна разруха в головах, кризис идей, который всегда предопределяет экономические кризисы.
Вот уж турбулентное десятилетие!
Как там было? «Генералы готовятся к войнам прошлого»? Судя по накопленному «мешку экскрементов», нас ждут сюрпризы и расширение шкалы измерений. Даром многолетний период отрицательных ставок и стокмаркета на стероидах пройти не может. Я бы ждал самый невероятный сценарий. Например, суперинфляция в евро и долларе. Там много чего интересного может вылезти, в том числе и для россии с китаем, несмотря на звр.