Накануне анонсированного обмена пленными между Москвой и Киевом Леонид Бершидский анализирует результаты уникального социологического исследования настроений на востоке Украины и приходит к выводу, что всенародное голосование – лучший способ закончить конфликт.
Пока Владимир Зеленский консолидирует власть, получив парламентское большинство, потихоньку появляется ощущение, что обстановка в Европе способствует продуктивным переговорам по затяжному конфликту на востоке Украины. Французский президент Эммануэль Макрон анонсировал специальный саммит в формате Франция – Германия – Украина – Россия в следующем месяце, первый с 2016 года. Советник по национальной безопасности президента США Джон Болтон, впрочем, просит Зеленского не спешить: европейцы могут и не предложить готового оперативного решения.
Европейцы, как всегда, хотят скорейшего окончания войны на любых подходящих сторонам условиях, американцы обеспокоены возможными уступками России. Но вся эта активность вокруг потенциального разрешения происходит поверх голов наиболее важных участников конфликта: жителей Восточной Украины, проживающих по обе стороны фронта – порядка 6,2 млн человек, 3,7 млн из которых находятся в непризнанных Луганской и Донецкой народных республиках.
Берлинский Центр восточноевропейских и международных исследований (ZOiS) только что опубликовал доклад о том, как менялись настроения в контролируемых Киевом и сепаратистами частях востока Украины на протяжении последних трех лет, когда никаких встреч в «нормандском формате», которые хочет возобновить Макрон, уже не проходило. Доклад основан на персональных интервью с 1200 жителями контролируемой Киевом территории Донецкой и Луганской областей и телефонных интервью с таким же количеством граждан непризнанных республик, которые продолжают существовать благодаря российской поддержке. Исследование в этом смысле уникальное – немногие ученые осмеливались на любого рода полевые работы в ДНР и ЛНР.