«Единую Россию» после сентябрьских выборов просто не узнать. Только что единороссы, казалось, были загнаны глубоко в окопы, на выборы кандидаты шли не от партии, а в качестве самовыдвиженцев, что в губернаторы, что в депутаты; бренд в агитации не засвечивали и более того, прямо открещивались от членства в «Единой России», как Александр Беглов.

Наблюдатели понимающе кивали: что поделать, рейтинги стремятся к историческим минимумам, пенсионная реформа развалила репутацию – здесь не то что маскироваться, здесь организацию бы сохранить.

Сразу после выборов единороссы как будто вывернули пиджак обратно на лицевую сторону. Андрей Турчак радостно заявил, что «Единая Россия» всех «жахнула»; Дмитрий Медведев, приехав в Петербург, благодушно похлопал по плечу Александра Беглова: что же это, мол, ты, братец, никому не сказал, что единоросс? Ребята, он единоросс, всегда им был и останется.

Более того, добавил Медведев через месяц, вообще нужно прекращать практику самовыдвижения кандидатов. «Почему они прячутся? Сторонники партии начинают сомневаться и могут не проголосовать вообще», – журил соратников премьер-министр и председатель «Единой России».

На этой же встрече 13 губернаторов, занявших кресла как в этом, так и в прошлом году, попросились у Дмитрия Медведева возглавить региональные отделения «Единой России». Как будто бы устыдились и больше не хотят прятаться. Когда мандат уже в кармане, действительно, уже и незачем. Справедливости ради, эти 13 избирались от партии, но одно дело просто выдвинуться, и совсем другое – стать ее частью.