Влияние религии на политику в России очевидно, но при этом никак не регламентируется законами. Политики и чиновники ничуть не скрываясь выступают проводниками конфессиональных общественно-политических доктрин, при этом по конституции России остается светским государством, а создание религиозных партий и вовсе запрещено законом. С этим что-то надо делать, а для начала – начать открытую дискуссию по вопросам отношения религии и политики в современном российском обществе.
Странные запреты
Третья статья действующего закона «О политических партиях» гласит: «Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности». Далее законодательная мысль поясняется следующим образом: «Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии».
Возникает вопрос: а почему, собственно? Предположим, с защитой профессиональных целей все понятно – для этого есть профсоюзы, хотя почему не могут существовать условная Крестьянская или Офисно-менеджерская партии, ставящие своей целью защиту политических интересов представителей одной конкретной профессии – все равно непонятно.
Про защиту расовых и национальных интересов – вопрос более скользкий, и тут, очевидно, законодателями двигал страх, что в итоге национальные (например, «Башкирская партия») или расовые партии («Всероссийская Партия Монголоидов»?) займутся не столько защитой интересов титульной нации или расы, сколько распространением ненависти к другим нациям и расам. Можно, конечно, сказать, что вообще-то этот вопрос регулируется другими кодексами и органами, и если вместо защиты прав и интересов татар условная «Татарская партия» займется насаждением чего-то иного, всегда есть способ найти управу, но лучше мы эту тему оставим.
Поговорим подробно о законодательном запрете религиозных партий, потому что он самый странный.
Теоретическое оправдание запрета можно найти: дескать, если появится Православная партия, и руководство РПЦ призовет голосовать за нее, то верующие будут фактически лишены выбора, что неправильно. Опять же, как можно обеспечить демократию внутри партии, если существует конфессиональная иерархия? С другой стороны, нынешняя власть боится политического ислама, который воспринимается как угроза – а ведь разреши православную партию, придется разрешать и мусульманскую!
Тем не менее, остается непонятным, почему действующие политики и партии могут включать в свои программы конфессиональный компонент, а создавать политические партии по конфессиональному принципу законодательно запрещено. В конце концов, если православный человек хочет проголосовать за свою партию, то почему его лишают такого права?
Плохая норма
Законодательная норма о запрете религиозных партий плоха со всех сторон. С одной стороны, она не дает религиозной части общества защищать свои политические интересы непосредственно, а не с помощью ситуативных союзников из числа избранных по спискам светских партий депутатов и политиков. Впрочем, для того все и сделано, чтоб воцерковленные граждане голосовали за «партию власти», которая за все хорошее, за православие, за ислам, за нефть, за газ, за Северный Кавказ и за родной спецназ.