
Фото: Tatyana Makeyeva / Reuters
Завершающийся год не стал «судьбоносным» для российской внутренней политики, хотя отнюдь не «прошел как сон пустой». Несмотря на многочисленные проявления турбулентности, связанные с осенними субнациональными выборами, новым подъемом политических протестов и новой волной репрессий со стороны властей, 2019-й не привнес существенно новых тенденций в функционирование российского политического режима.
Все те черты, о которых говорили и писали наблюдатели на протяжении последних лет – всевозможные патологии «недостойного правления», стремление сохранить неизменным персоналистский характер господства, отказ от любых реформ политического курса, способных поколебать нынешнее политическое равновесие, – отмечались и в 2019-м. В этом году не сбылись ни опасения, ни ожидания тех, кто предполагал, что падение массовой поддержки политического статус-кво, наблюдавшееся в 2018 году после повышения пенсионного возраста, приобретет необратимый характер (скорее, опросы фиксируют стабилизацию общественных настроений россиян после пережитого годом ранее разового шока). Кремль пережил серию неудач на сентябрьских выборах (доля голосов за «Единую Россию» упала в среднем на 16%), однако сохранил контроль над выборами губернаторов, проведя «работу над ошибками» после нескольких провалов годом ранее. И хотя тактика «умного голосования», предложенная Алексеем Навальным, нанесла властям немалый электоральный ущерб в Москве и не только, масштабы этого ущерба явно недостаточны для того, чтобы создать непреодолимые вызовы для Кремля.
Уныние у большинства глубинного народа (ГН) 2010-х вызывает только одно: ситуация, когда верхушка богатеет, а ГН беднеет. В 2000-х богатели почти все - кто на червонец, кто на миллиард, но в целом все были довольны. Это чревато бунтом ГН.
Существует надёжное средство - части (процентам 10, выбранным случайным обазом) ГН дать возможность получать доход несколько выше, чем 90 процентам оставшегося ГН. Последние начнут ненавидеть не богатых и власть, а те 10% ГН, которым незаслуженно повезло. В худшем случае перебьют друг друга, власть наведёт порядок, и ГН вновь будет покорен и счастлив. Правящий режим может проделывать такие штуки периодически и станет практически вечным.
Уныние - очень верно подмечено. Именно так...
Умная и объективная статья, прочитал с интересом и с удовольствием!
Соглашусь с тезисом о том, что уныние самый позорный грех, и, хотя радостного мало, все-таки есть позитив. Главное, народ начал немного просыпаться и понимать, что "так жить нельзя". Репрессии властей лишились широкого одобрения масс, более того, они даже сочувствуют гонимым.
Наиболее осторожные персоны и здравомыслящие люди в челяди, обслуживающей власть, задумались об улучшении своего имиджа, готовясь к неизбежным переменам, хотя и сохраняют пока верность системе. То есть, появились потенциальные беженцы с тонущего корабля.
Власть в страхе, но вместо поисков компромисса стремится к абсолютизму, запуская механизм репрессий, и становится одиозной. Ветреный народ забывает благодеяния власти и ропщет. Поскольку пряников не хватает, а кнут не дает желаемой покорности, система утрачивает опору. Но если летящая пластиковая бутылка вызывает ужас у полицейских, то смешно на таких полицейских опираться. И это в какой-то мере радует. Ведь ничего, кроме дубинки у власти уже не остается.
Народ понимает,что "так жить нельзя",но под этим всего лишь подразумевается ,что больше невозможно жить в такой нищете. Репрессии властей ,особенно политического характера вряд ли волнуют широкие народные массы за пределами городов-миллионников.
Главное, народ начал немного просыпаться и понимать, что "так жить нельзя".
вот только а «как надо жить» в народе не знают. А уж «демократические свободы и либеральные ценности» у народа чуть ли не на последнем месте, судя по опросам.
Народ, привыкший жить в рабстве, притерпевшийся к нему, и в самом деле далек от того, что называют "демократическими свободами и либеральными ценностями". Даже в благополучной Германии выходцы из ГДР главные сторонники ультраправой "Альтернативы для Германии".
Приведу строчки из главы 6.Лесгафт поэмы "Казанский университет"
«Да где вы живете,
Петр Францевич?
Забыли, наверное,
где.
В России
о братстве и равенстве?!
Попросит сама о кнуте!
Цензура размякнет хоть чуточку
что будет печататься?
Мат?
Распустим полицию?
Чудненько!
Все лавки в момент разгромят.
И стукнет вас,
крякнув озлобленно,
очки ваши вроде не те!
ваш брат угнетенный
оглоблею,
как символом «фратерните».
Иллюзий не питаю, просто условный "холодильник" стал побеждать "телевизор". Кончиться это может чем угодно, но и в элите есть люди, понимающие опасность пути, по которому страна движется последние годы.
Тупиковость избранного Россией пути понял в середине 90-х и вижу, что она ни разу с него не свернула. Остается только вспомнить Тютчева, что умом понять у нас ничего нельзя, остается верить. Во что? Вот в чем вопрос.
Этот путь прошли многие страны и вполне можно предположить что будет дальше.
Так позитивных предложений от критиков нет. Критики критикуют и на этом все.
А глубинный народ от критики начинает потихоньку уставать... ну и как тут в уныние то не впасть?