События вдруг сконцентрировались, жизнь стала стремительной. Не понимаешь, за чем важнее следить, – за новыми успехами коронавируса или за курсом доллара (курс доллара тоже связан, как мы понимаем, с успехами – с удивительными успехами выдающегося бизнесмена Сечина И.И.). Шутка ли – целая Италия на карантине, а жители Петербурга, каковой еще северной Венецией называют, говорят, поколачивают друг друга возле обменных пунктов.
Италию жалко. Не чужие нам эти камни. Для целой Европы Италия – родина, а мы ведь тоже европейцы, хоть и пытаются начальники наши эту мысль из наших голов выбить. Ну, будем надеяться, увидимся еще с Италией. А пока можно любоваться церковью Вознесения в Коломенском, которую строили итальянцы. Или Кремлем, который строили итальянцы. Или, допустим, приземистым, крепким, уютным собором Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре. И его тоже строили итальянцы.
Жителей Петербурга, это уж само собой, тоже жалко. Их жалко даже тогда, когда они возле обменников не дерутся. Просто по совокупности архитектурно-климатических причин, формирующих неповторимый питерский характер. Всех россиян жалко. Себя – и то жалко. Не то, чтобы мы тут ангелы, но все равно непонятно, за какие грехи такое везение. Откуда на нашу шею все эти великие стратеги, мудрые геополитики и выдающиеся бизнесмены. Почему жизнь с таким упорством возвращает к мыслям о выживании.
События вдруг сконцентрировались, и отступают на периферию повестки темы, которые казались важными еще пару дней назад. Помните, были такие поправки в Конституцию, мы еще над ними издевались? «Умаление значения цены за баррель ниже 42 долларов США не допускается», такое что-то. Или не такое? Вокруг поправок кипит, между прочим, жизнь. Дмитрий Медведев призвал думские фракции поддержать поправки, и заявил, что они направлены на повышение уровня жизни людей. Павел Крашенинников признал, что детей напрасно назвали «достоянием Российской Федерации». И пообещал, что в финальном варианте текста дети будут называться «важнейшим приоритетом государственной политики». Да еще и о перспективе досрочных выборов в парламент заговорили хором единороссы и Владимир Жириновский. Судьбоносные, в общем, творятся вещи, но уже неинтересно никому.
Ну, и тема с пытками, сфабрикованными политическими делами и специфическими публикациями отдельных медиа из ближнего зарубежья тоже, к сожалению, отступила куда-то в тень.
Плод «Медузы»
Первое «расследование» прибалтийского издания «Медуза» по делу запрещенной на территории РФ террористической группировки «Сеть» – между прочим, к таким оговоркам непросто привыкнуть: понимаешь, что террористическая группировка «Сеть» на территории Российской Федерации, скорее всего, просто выдумана мудрецами из ФСБ, а все равно вписываешь положенную ремарку, поскольку сам находишься на территории Российской Федерации, – породила целое море разнообразных обсуждений.
Последующие откровения уже меньше занимали публику. С полюсами оценок определились и разошлись. Есть люди – не хочу показывать пальцем, но их несложно найти, например, в Facebook, – которые радуются, что «Медуза» оказалась «подментованной» (это цитата, если что). И это, во-первых, ложь, а во-вторых, чему ж тут вообще радоваться, не могу взять в толк.
Есть люди – не хочу показывать пальцем, но их несложно найти, например, в Republic, – которые радуются, что «Медуза» решила наплевать в душу «коллективному Шендеровичу», и называют это примером исключительно честной журналистики. Рассуждают про похвальную готовность писать «отвратительную правду», – ну, не без пафоса, в общем.