unsplash.com

Пандемия стала настоящим кошмаром для традиционной торговли. Но она демонстрировала все признаки упадка еще до того, как коронавирус парализовал бизнес магазинов «из кирпича и раствора» – по крайней мере, в западных странах, пишут Натали Берг и Мия Найт, авторы «Amazon. От офиса в гараже до $10 млрд годового дохода» (вышла в издательстве «Эксмо»). Значительная часть книги посвящена описанию истории Amazon, оценке влияния корпорации на современную торговлю, как и ущерба от ее экспансии. Однако Берг и Найт интересуют не только особенности рыночной мускулатуры Джеффа Безоса, но и проблема выживания других розничных игроков – пустеющих гигантских моллов и гипермаркетов, универмагов и супермаркетов, составляющих привычный ландшафт современных городов. Этот самый ландшафт может измениться быстрее, чем многие думают. «Мы увидим разделение рынка на победителей и проигравших, – предсказывают авторы. – Неэффективные ритейлеры будут отсеяны, а устоявшие станут намного сильнее и будут вынуждены заново изобрести самих себя».

Магазины закрываются – и это происходит быстро. Согласно Cushman & Wakefield, в 2017 году в США было закрыто почти 9000 крупных сетевых магазинов, и еще 12 000 закрытий – в 2018. В том же году случилось более двадцати розничных банкротств – от сетей одежды типа The Limited до таких известных брендов, как Toys R Us. Между тем и торговые центры становятся исчезающим видом: до одной четверти американских моллов ожидают своего закрытия к 2022 году. И хотя это особенно заметно в плотно застроенных американских пригородах, ситуация характерна не только для США. То же самое происходит в Великобритании и Канаде.

Между тем глобальный потребительский спрос и ожидания покупателей от интернет-ритейла находятся на подъеме. По данным McKinsey, в Китае теперь больше онлайн-покупателей, чем в любой другой стране, и на его долю приходится 40% продаж мировой электронной торговли. В Великобритании, по данным Управления национальной статистики, онлайн-продажи непродовольственных товаров за последние пять лет удвоились и в настоящее время составляют 25% всего рынка.

Технология не просто повышает ожидания клиентов и создает новые способы совершать покупки – она коренным образом революционизирует розничную торговлю. В наш век повсеместного интернет-подключения потребитель – король. Возможность делать покупки на мобильном телефоне, сидя в поезде или в приемной стоматолога, подняла потребителей на новый уровень удобства и доступности, позволяя им преодолевать разрыв между физическим и цифровым ритейлом. Онлайн-покупки стали обыденностью. Мобильная коммерция процветает и готова к впечатляющему будущему росту. Ожидается, что к 2021 году глобальные продажи мобильной коммерции увеличатся более чем в два раза и достигнут 3,6 триллиона долларов США, что составит поразительные 73% всего глобального рынка электронной торговли.

Бессмысленно отрицать здесь влияние компании из Сиэтла, известное как «эффект Amazon». Это словосочетание сегодня стало хлесткой наживкой для читателей в статьях о ритейле. Магазины закрываются? Это эффект Amazon. Розничные торговцы инвестируют онлайн? Эффект Amazon. Приобретения, банкротства, увольнения… в наши дни мы можем найти способ связать, как бы тонко или искусственно это ни выглядело, большинство подвижек в рознице с поведением компании Джеффа Безоса.

unsplash.com

Есть также понятие «быть Amazoned». В 2018 году Шира Овиде из Bloomberg написала:

«Иные компании становятся глаголами из-за их продуктов: Google или Xerox. Amazon стала глаголом из-за ущерба, который она может нанести другим компаниям. “Быть Amazoned” означает, что ваш бизнес будет разрушен потому, что эта компания пришла в вашу отрасль».

Когда фактический продукт может быть доставлен в цифровом виде – подумайте о музыке, видео, играх, книгах – и проникновение электронной коммерции приближается к отметке 50%, остается уже мало надежд на физическое пространство, продающее эти товары. «Убийцы товарных категорий» – так назывались узкоспециализированные розничные продавцы, которые, как правило, доминировали в одной ассортиментной группе товаров – они же, естественно, и стали первыми жертвами электронной коммерции: Blockbuster, Circuit City, CompUSA, Toys R Us, отправились на свалку истории. Кто следующие на очереди?