Борис Кустодиев. Большевик. 1920

Борис Кустодиев. Большевик. 1920

Во время страшного голода в Поволжье в начале 1920-х годов особую роль в помощи голодающим сыграли американские и английские квакеры. Эти «наивные идеалисты» спасли от гибели сотни тысяч людей. Но как только большевики решили, что голод больше не угрожает их режиму, квакеров (и другие иностранные благотворительные организации) начали последовательно выдавливать из страны, а их благие дела систематически замалчивались и были преданы забвению.

Новая книга историка Сергея Никитина «Как квакеры спасали Россию» (только что вышла в издательстве Новое литературное обозрение) призвана исправить эту историческую несправедливость.

Квакеры (Общество Друзей) – это религиозное направление, возникшее в русле протестантизма еще в XVII веке. Квакеров часто попрекают (и даже высмеивают) за их «наивный идеализм»: они ни при каких обстоятельствах не лгут, отрицают всякое насилие, исповедуют абсолютный пацифизм. Однако эти же принципы делают квакеров одной из самых «социально ориентированных» религиозных конфессий. Они всегда выступали против рабства и вообще любой дискриминации, вели и ведут обширную благотворительную деятельность. Квакеры активно работали в России во время голода 1890-х годов, помогали беженцам из западных губерний в годы Первой мировой.

В отрывке из книги, который мы публикуем с любезного разрешения издательства, рассказывается о том, как идеализм квакеров столкнулся с грубыми реалиями Советской России начала двадцатых.