Эрессунский мост. Фото: UIG/TASS

Эрессунский мост. Фото: UIG/TASS

Когда Финляндия закрыла границу со Швецией, жительнице шведской Хапаранды Иде Каркайнен показалось, что возвращается холодная война. Хапаранда находится на западном берегу реки Турнеэльвен, впадающей в Ботнический залив. На восточном берегу финский город Торнио. Формально, эти города находятся в разных странах, но фактически они уже давно слились. Сейчас все изменилось.

«Такое впечатление, как будто по нашей городской площади прошла Берлинская стена», – поделилась мыслями с Politico Ида.

Ее шок разделяют многие шведы, живущие в приграничных районах не только с Финляндией, но и с другими скандинавскими странами. Многие испытывают грызущее ощущение, что давним отношениям добрососедства и интеграции нанесен громадный, возможно, непоправимый ущерб.

Шведский паспорт раньше открывал практически все границы. Шведы много лет беспрепятственно путешествовали по всей планете, сейчас же у них большие проблемы с этим даже в Европе. В Швеции сейчас рады всем европейцам, а вот самих шведов готовы пускать к себе далеко не все страны Старого Света. Большинство членов Евросоюза открыли границы для европейцев. Однако шведов соглашаются пускать без ограничений лишь Франция, Италия, Испания и Хорватия. Ряд стран, к примеру, Нидерланды и Кипр, их вообще не пускают. Австрия требует медицинские справки об отсутствии вируса, а Греция сажает шведов на недельный карантин, даже если у них отрицательные результаты тестов.

Особенно обижает северян то, что им откровенно не рады даже в соседних государствах, где живут родственные по крови, языку и культуре скандинавы.

Копенгаген, например, пускает только тех шведов, кто работает в Дании, проезжает через королевство транзитом, у кого есть в Дании летние домики и родственники. В Норвегии разрешен беспрепятственный въезд только для жителей острова Готланд, одного из немногих шведских регионов, где более-менее нормальная ситуация с коронавирусом. Ограничения будут сняты, обещают в Осло, когда ситуация в Швеции нормализуется.

«Понимаю, что это большое разочарование, – говорит премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг, – но ограничения базируются на объективных критериях и равны для всех».

Понять финнов, датчан и норвежцев нетрудно. В Швеции по состоянию на 28 июня было зафиксировано 65137 больных коронавирусом и 5280 летальных исходов. В Дании – 12675 и 604, Норвегии – 8845 и 249, в Финляндии – 7198 и 328. Швеция опережает соседей по количеству заражений в два с лишним раза, а по числу летальных исходов – в пять раз! Причем, не какую-то одну страну, а все три, вместе взятые.