11 марта 2011 года землетрясение магнитудой 9,0 («Великое землетрясение Восточной Японии» – по оценкам ученых, происходит примерно раз в 600 лет) вызвало крупнейшее цунами, которое накрыло территорию общей площадью 561 кв. км. Всего пострадали 62 города и деревни, включая регион Тохоку острова Хонсю – самого крупного и населенного острова страны. Около 16 тысяч человек погибло. Многие японские компании, действовавшие в тот момент в Тохоку, понесли серьезные потери, но продолжают функционировать и по сей день. Как им удалось выжить и снова начать процветать? Будет ли их опыт релевантен сегодня? Чему они могут научить бизнес в эпоху пандемии?
Одна из причин, отвечает профессор Гарвардской школы бизнеса Хиротака Такеучи, в том, что для японских компаний на первом месте нужды их сотрудников и всего сообщества. Они считают себя морально обязанными стремиться к всеобщему благу. Куда менее важны сокращения штата работников и другие меры, направленные на урезание расходов перед лицом кризиса.
Многие японские компании не пользуются популярностью у приверженцев философии Уолл-стрит, так как они не нацелены на максимизацию стоимости акций на бирже и достижение сверхприбыли. Вместо этого они стремятся к долгосрочным изменениям в обществе, подчеркивает профессор Такеучи. Но какая им от этого выгода?
Прямая. Компании, не зацикливающиеся на своей прибыли, живут дольше – такова тенденция (по крайней мере, в Японии). На фоне бизнесов из других стран японский выделяется своей живучестью. В стране действуют около 40% компаний, которым насчитывается уже более 300 лет, согласно исследованию профессора Такеучи. В нем подробно освещается реакция нескольких японских компаний (включая Lawson, Yamato Transport, Fast Retailing и Yakult) на тройную катастрофу 11 марта 2011 года. Все эти компании, утверждает профессор, принимали решения во имя блага общества. И вот как это было.