Наталья Гончарова, "Павлин", 1911

Наталья Гончарова, "Павлин", 1911

Иллюстрация: Wikimedia Commons

Один из главных парадоксов теории эволюции заключается в следующем: если эволюция всегда направлена на создание и развитие полезных для организма признаков, то откуда же берутся признаки явно бесполезные? Как, например, могли возникнуть такие гипертрофированные «украшения», как роскошный хвост павлина, оленьи рога или бивень нарвала?

Для самого Дарвина этот вопрос был настолько важен и мучителен, что в одном из писем ученый признавался: «Всякий раз, когда я смотрю на павлиний хвост, мне становится дурно от одного его вида». Лишь много лет спустя после публикации «Происхождения видов» Дарвин, обратив внимание, что эти «украшения» характерны обычно только для самцов, сделал предположение, что они делают своих обладателей более привлекательными для другого пола.

Так родилась теория полового отбора – одна из важных тем новой книги известного биолога, писателя и научного журналиста Бориса Жукова «Дарвинизм в XXI веке» (издательство Corpus), вошедшей в длинный список премии «Просветитель» 2020 года.

С разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Конкурсы красоты как двигатель эволюции», в котором рассказывается о современных гипотезах, развивающих и уточняющих дарвиновскую теорию полового отбора.