Надписи во время протестов BLM, Нью-Йорк. Фото:  John Marshall Mantel / ZUMA / TASS

Надписи во время протестов BLM, Нью-Йорк. Фото: John Marshall Mantel / ZUMA / TASS

Во многих развитых странах государство неожиданно получило новый мандат доверия от общества: например, рейтинги одобрения правительств в Европе во время пандемии заметно выросли. Как государства распорядятся новыми возможностями за пределами немедленных мер по спасению экономики, и можно ли говорить о конце капитализма, рассуждает эксперт программы MOOVE от «Сколково» и МТС Владимир Коровкин.

Капитализм – порочная идеология?

В массовом сознании закрепился негативный образ капитализма, отрицающего такие базовые ценности, как добро и справедливость, хотя капитализм вовсе не задумывался неэтичным (строго говоря, он вообще не задумывался, а в отличие от социализма возник стихийно).

Ранние идеологи капиталистического строя – включая великих английских экономистов XVIII –XIX веков – видели в нем освобождение от гнета тиранической власти монархов и сословного тупика феодализма, в котором социальная судьба человека почти безоговорочно определялась его родословной. «Невидимая рука рынка» представлялась силой, неподвластной государству. При этом многие выдающиеся предприниматели того времени были глубоко религиозными людьми и придерживались строгих – хотя и своеобразных – этических норм.

Однако экономические и политические реалии XIX века, действительно, часто выносили на вершину успеха предпринимателей, пренебрегавших этикой. Из-за низких доходов подавляющего большинства населения преодолеть узость товарных рынков было невозможно. Марксовы кризисы перепроизводства шли один за другим, и казалось, что успеха на рынке можно достичь только через тотальную конкурентную войну. Тем не менее появившиеся в ХХ веке госрегулирование, запрет на монополизацию и структурные изменения в экономике сняли многие из этих проблем. А рост доходов рабочего класса превратил его в привлекательный потребительский рынок.

Пришло осознание, что выигрыш одних участников системы не обязательно основан на проигрыше других. В 1930-е годы великий экономист Джон Мейнард Кейнс дал теоретическое обоснование возможности эффективного вмешательства государства в экономику, показав, что, стимулируя спрос, оно может выводить систему из состояния неоптимального равновесия.

В период после Второй мировой войны в США и Европе возникла концепция «государства всеобщего благоденствия» (welfare state), обеспечивающего любому гражданину приемлемое базовое качество жизни. Реализация этой идеи потребовала усиления роли государства в экономике и значительного роста налогообложения. Современные капиталистические государства – сложные механизмы перераспределения доходов в обществе, пытающиеся с одной стороны обеспечить равенство возможностей, а с другой – соблюсти основы рыночной свободы.

Капиталисты против капитализма

В последние годы заметно усилилась критика современного капитализма со стороны предпринимателей, которые, казалось бы, должны быть его основными бенефициарами. Этот процесс начался еще в конце 1970-х годов. В то время основательница косметического бренда The Body Shop Анита Роддик, с одной стороны, называла капитализм «презираемой идеологией», а с другой, утверждала, что именно в нем – надежда для стран третьего мира.

Дискуссия продолжилась в 1980-х среди молодых компьютерных предпринимателей (в те годы слово «хакер» не носило криминального оттенка, а обозначало человека, в совершенстве владеющего информационными технологиями). Они ожесточенно спорили о том, как найти баланс между вознаграждением за труд программиста (защита авторских прав) и максимально широким распространением компьютерных технологий, в том числе – в малообеспеченных странах и слоях населения, но к какому-то единому мнению тогда не пришли. Наконец, совсем недавно бывший генеральный директор могущественной международной корпорации Unilever Пол Полман открыто назвал капитализм «испорченной идеологией».