Анри Матисс. Женский портрет (Л.Н. Делекторская)

Анри Матисс. Женский портрет (Л.Н. Делекторская)

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Музейный проект, посвященный собственной коллекции, вообще говоря, редкость. В случае с живописью он и не очень имеет смысл – разве что, готовя монографическую выставку, музей достанет из запасников то, что никогда не показывал. Но с рисунков иной спрос, их нельзя показывать дольше пары месяцев, поэтому выставка, сделанная в апреле, в условиях карантина висела в абсолютной темноте. И провисит лишь до 1 ноября. Свидание с рисунками всегда мимолетно, интимный процесс сближения – угадывание, почти вдыхание через стекло запаха старой бумаги, распознавание марки печатника на паспарту – короток, еще поэтому о наличии многих важных рисунков в каталоге ГМИИ многие не подозревают. При том, что коллекция сравнительно молодого – чуть больше века – музея вполне адекватна его столичному статусу. По крайней мере, коллекция рисунка, в которой 27 000 листов. И тут не только западные имена, но и русские. Выставка, в 2019 году показанная на Западе, а сейчас и в Москве, вписала их в мировую историю искусства.

Александр Дейнека. Первое мая. Иллюстрация к книге Агнии Барто

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Дюрер: до и после

Выставка создавалась для парижского Фонда Кустодиа – частного музея, основанного после войны голландцем Фрицем Люгтом для демонстрации своего собрания старых мастеров. Не все из попавших в московский проект 220 вещей можно было увидеть в Париже, но основной пул работ тот же.

Виталий Мишин, куратор выставки и хранитель коллекции французского рисунка ГМИИ, начинает ее с «Головы человека в тюрбане» (1460–1470-е) Мартина Шонгауэра – величайшего немецкого мастера додюреровской эпохи. По эрмитажной еще атрибуции (в Москву рисунок попал в 1930-м из Эрмитажа, а туда был передан из Императорской академии художеств), этот портрет восточного человека с пухлыми губами и недоуменным печальным взглядом считался копией другой работы Шонгауэра. Но к 1963 году, когда ГМИИ показал первую объемную выставку своей графики, специалисты уже склонялись к авторству самого художника – и принадлежности рисунка к его серии голов «восточных персонажей и палачей». Тут перед нами едва ли палач – но, может быть, ростовщик?