
Российский брокерский бизнес не узнать: депрессивные настроения осени 2008 года, повлекшие массовые увольнения и сокращение зарплат, сменил уверенный деловой настрой. Многие игроки задумались о том, что можно извлечь из кризиса, и, оценив свои силы, принялись набирать сотрудников в департаменты торговых операций. Услуги хедхантеров снова начинают пользоваться спросом. Но они не спешат радоваться: небольшое оживление может снова смениться длительным застоем.
ПРИГЛАШАЮТСЯ ТРЕЙДЕРЫ
Самое надежное и стабильное занятие в инвестиционно-банковском бизнесе – торговля на рынке долговых инструментов. В кризис это направление пострадало меньше всех: в первую очередь инвесткомпании избавлялись от специалистов по IPO, M&A и торговле на рынке акций. Тогда лидерам рынка пришлось пожертвовать значительной частью бизнеса: например, «Ренессанс Капитал» сократил почти половину штата, «Тройка Диалог» – пятую часть сотрудников. Вознаграждение оставшимся было урезано на четверть, а бонусы – в разы. Однако отделы торговли и продаж на долговом рынке многие игроки предпочли не трогать в расчете на то, что когда фондовые рынки начнут оживать, именно специалисты по инструментам с фиксированной доходностью будут востребованы в первую очередь. Так и произошло.
Первая волна послекризисного спроса на трейдеров и сейлзов пришлась на зиму, когда брокеры могли заработать сравнительно легкие деньги на больших спредах и росте доходности долговых бумаг. Затем российские компании поняли, что кризис – лучшее время для выстраивания институционального брокериджа с нуля, и начали набирать уже целые команды. Теперь к ним присоединились и инвестбанки, которые в свое время переусердствовали с сокращением персонала. В результате профиль проектов рекрутинговых агентств изменился: полгода назад большинство из них были связаны с корпоративным финансированием, сейчас – с наймом трейдеров и сейлзов.
Впрочем, заметные расходы на хедхантеров в бюджетах инвесткомпаний появились только сейчас, а в начале года компании предпочитали справляться с поиском нужных кадров собственными силами. Поблажек рекрутерам клиенты не делают: это до кризиса компания, ознакомившись с тремя кандидатурами, через три дня выбирала одного, сейчас посмотрят тридцать – и могут никого не пригласить.
ВЕРБОВЩИКИ
В последние месяцы людей в fixed income нанимали «ВТБ Капитал», ФК «Открытие», «Метрополь», «Атон» и БКС. О планах расширить работу с долговыми инструментами и набрать новых сотрудников заявили также «Уралсиб Кэпитал» и банк МФК. Самый масштабный набор проводит ФК «Открытие»: в начале года с долговыми инструментами в корпорации работали три человека, сейчас восемь, а в перспективе их число планируется увеличить до 24-х. Наиболее знаковые назначения прошли на прошлой неделе в «ВТБ Капитале»: компании удалось переманить целую команду sales&trading, работавшую с долговыми инструментами, из лондонского офиса «Тройки Диалог»: Уилла Линча, Питера Уокера и Ричарда Филипса.
Это уже не первый исход из «Тройки» специалистов по fixed income за последние месяцы. Ранее компанию покинули Сергей Колесников (сейчас он трудится в «Метрополе»), Давид Амарян («Атон») и Дмитрий Омельченко («БКС»), часть людей ушла вслед за ними. Более стремительно сотрудники покидали только Deutsche Bank в начале прошлого года: тогда свыше полусотни человек перешли в «ВТБ Капитал». Легкость, с которой «Тройка» жертвует репутацией лучшей команды по работе с долговыми инструментами, может объясняться сделкой со Standard Bank: она до сих пор не закрыта и ясности с тем, как развивать бизнес дальше, у компании, судя по всему, пока нет. В самой «Тройке» уверяют, что планируют возместить часть потерь и уже ищут замену лондонским беглецам.
НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ
Некоторые игроки воспользовались кризисом, чтобы создать институциональный брокеридж практически с нуля. Момент для этого более чем удачный: «звездные» трейдеры и сейлзы подешевели на треть, и у российских компаний есть возможность создавать сильнейшие команды, которые будет лидировать на рынке в дальнейшем. Для этого акционерам нужны только ликвидность и «наполеоновский» план, способный привести компанию к заманчивой цели. Обе эти составляющие нашлись у Михаила Прохорова (банк МФК), Олега Михасенко (БКС) и Евгения Юрьева («Атон»).
МФК наймет порядка десяти человек для работы в области корпоративных финансов и операций на фондовых рынках. Но и это, скорее всего, не предел: в ближайшее время банк планирует получить только первый транш из $500 млн, которыми группа «Онэксим» готова пополнить капитал банка. Через пару лет он метит попасть в Топ-20 крупнейших банков. Департамент торговли, продаж и исследований на долговом рынке БКС начинался с трех сотрудников, сейчас его штат увеличен до девяти, включая пятерых сейлзов. Компания планирует в ближайшие год – два войти сначала в пятерку, а затем и в тройку крупнейших российских брокеров на долговом рынке. В «Атон» сейчас уже приняли двоих на fixed income, предполагается, что их число будет увеличено до пяти. На рынке акций у «Атона» более амбициозные планы: команда будет состоять из 15 человек, не считая аналитиков. Как и БКС, «Атон» также планирует составить конкуренцию крупнейшим инвестдомам – «Ренессансу» и «Тройке». Вся троица явно рассчитывает на «блицкриг»: горизонт планирования у каждого из этих игроков ограничивается двумя годами.
СИЛА БРЕНДА
Такие сказочные условия для быстрого завоевания рынка складываются не часто, упускать их – непростительная ошибка. Поэтому даже те компании, которые уже имеют приличную долю рынка, как, например, «Уралсиб Кэпитал», находятся в поиске новых возможностей. Этих игроков не останавливает даже угроза второй волны экономического кризиса, которая может быть не менее разрушительной для фондового рынка, чем первая. Этот фактор лишь заставляет инвесткомпании вести себя более или менее осторожно, не торопиться с выбором новых сотрудников и проводить более тщательный отбор.
Пополнять кадровый потенциал российские компании собираются за счет лидеров рынка и западных инвестбанков, которые, в отличие от своих российских коллег, продолжают политику сокращений. Однако завлечь лучших людей на рынке непросто. Раньше высокооплачиваемые сейлзы получали фиксированную часть дохода в размере $150 000 – $250 000 в год на рынке акций и $90 000 – $150 000 на рынке долговых инструментов. Совокупный доход с учетом бонуса мог превышать миллион долларов. Сейчас уровень фиксированной части, которую предлагают работодатели, на треть ниже. Работать за такие деньги интересно не всем, многие предпочитают управлять личным портфелем. Однако борьба «бонусов» на кадровом рынке давно позади, и переплачивать за «головы» никто не готов.
Сотрудника, который продолжает работать по найму, мотивировать на переход в другую компанию порой не так уже сложно. Достаточно лишь предложить более сильный бренд и гарантии стабильности в перспективе. На рынке уже немало случаев, когда кандидаты решали потерять в размере бонусов, лишь бы обрести веру в светлое будущее.