Протестующий в Мьянме. 1 февраля 2021 года. Фото: Sakchai Lalit / AP / TASS

Протестующий в Мьянме. 1 февраля 2021 года. Фото: Sakchai Lalit / AP / TASS

Распространенный в Индокитае буддизм Тхеравады описывает тварный мир как вечный круговорот рождений и смертей, суть которого – иллюзорность, обманчивость и страдание. Существо бесконечно перерождается, но любая жизнь будет наполнена страданиями. Будда говорил, что каждый из его учеников за все свои прошлые жизни выплакал больше слез, чем есть воды в четырех океанах.

Этот образ – отличная метафора для описания истории Мьянмы. Всю свою недолгую независимую историю страна пытается вырваться из лап военных режимов. Но каждый раз, когда очередная хунта гибнет, а светлое будущее кажется таким близким, колесо Сансары делает свой оборот, и к власти приходит новый генералиссимус.

1 февраля мьянманские военные низложили гражданское правительство, которое работало с 2015 года и подтвердило свой мандат на выборах в ноябре. Все возвратилось на круги своя – после пяти лет неустойчивой демократии у руля страны вновь встала хорошо знакомая военная хунта.

Будущее не предвещает Мьянме ничего хорошего. Общество не готово к очередному раунду массовых протестов, иностранные партнеры не готовы к жестким санкциям против авторитарного режима, а армии горных повстанцев не готовы мириться с возвращением ненавистных военных.

«Мы снова Северная Корея»

Утром 1 февраля мьянманские СМИ сообщили, что руководство вооруженными силами отстранило от власти гражданское правительство и ввело в стране режим чрезвычайного положения на год. Путчисты провели пресс-конференцию, на которой пообещали, что, после того как они «восстановят суверенитет» Мьянмы, состоятся выборы, а власть перейдет к новому гражданскому правительству. До тех пор руководить страной будет главнокомандующий Мин Аун Хлаин.