Сотрудники полиции и участники акции протеста в поддержку Алексея Навального в центре Москвы Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Сотрудники полиции и участники акции протеста в поддержку Алексея Навального в центре Москвы Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Скандирование простой, казалось бы, фразы «Путин – вор» на несанкционированных митингах продолжается уже несколько лет. Почему эта фраза так долговечна и не уходит? Почему ей нет замены? Почему власть снова и снова приходит в бешенство, когда ее слышит? Найти ответ без анализа современной религиозности не получится.

Этот текст не претендует на универсальное объяснение реальности. Скорее, это возможный взгляд. Он всегда будет только одним из возможных, одним из множества. Метафизическое описание действующих лиц и событий, которые сопрягаются не только с политической реальностью, но и с более глубокими уровнями бытия, расширяет пространство для понимания и интерпретации происходящего.

«Путин – вор». Эта простая на первый взгляд фраза требует внимательного рассмотрения. За ней стоит новая квазирелигиозная концепция. Похоже, не только протестующие, но и власть верит в то, что повторение этой религиозно-политической формулы, своего рода мантры, меняет и сознание самого человека, который ее произносит, и мир вокруг него.

Скандирование слогана «Путин – вор» – это совсем не про деньги и не про материальные ценности. Первый уровень смыслов никак не объясняет популярности этой фразы у протестующих. Да, требование правды и справедливости на протестных акциях всегда было значимым. Но требование социальной справедливости, требование перераспределения материальных благ и ресурсов на митингах последних лет не были главным лейтмотивом.

Неверие в возможность справедливого перераспределения благ – это уже в крови. Сегодня есть как минимум интуитивная обреченность. Есть понимание того, что надежды на справедливость нет. Современное общество организовано слишком сложно, в нем не разобраться. Правящий класс и государственная бюрократия слишком тотальны, чтобы их победить.

Что же в этом случае возможно?