На прошлой неделе Центр стратегических разработок (ЦСР) и социологическая компания «Платформа» представили исследование «Бизнес и территории», ставшее первой попыткой сопоставить различные практики и модели отношений между крупными компаниями и регионами присутствия. В ходе исследования были опрошены менеджеры более 30 крупнейших индустриальных компаний, представители экспертных центров, главы муниципалитетов (всего взято 50 интервью), проведена специальная дискуссионная сессия на базе Центра стратегических разработок. О выводах, к которым они пришли, рассказывает один из авторов исследования – основатель «Платформы» Алексей Фирсов.
По-видимому, сложные, иногда драматические отношения бизнеса с территорией подошли к новому этапу. Его отличительными чертами становятся более сложные модели взаимодействия, поиск институциональных решений и партнерств (например, создание совместных структур по развитию территорий), усложнение социального пространства за счет региональных сообществ; все более активное участие государства в социальном инвестировании – через нацпроекты, фонд президентских грантов, национальные проекты. Простая модель двух центров (город и предприятие), в которой делились сферы контроля, становится все более устаревшей даже в моногородах.
И государство, и новые корпоративные тренды на основе ESG [экологическое, социальное и корпоративное управление – Republic] подталкивают бизнес к более заметной социальной политике. Скорее всего, давление в ближайшее время устоится: от губернаторов требуют выполнения KPI по национальным проектам, инфраструктура городов деградирует, осенью предстоят думские выборы. Бизнес будет все активней рассматриваться как ресурс восполнения социальных дефицитов.
Компании, в свою очередь, хотят рационализировать свое отношение с территорией и более четко определить центры ответственности. Модель оптимального взаимодействия пока не сформована, контур идеальных практик проступает в небольшом числе лидеров, а отношения с властью продолжают сохранять форму торга. Но уже понятно, что востребованы не прежние патерналистские подходы, не позиция отстраненного наблюдателя и даже не станция скорой социальной помощи, которая реагирует на горячие запросы. Что тогда?