Стремительный взлет | Новая метла | Советник от бизнеса
В «Аэрофлоте» очередные кадровые перестановки. Уволился коммерческий директор Сергей Обрывалин, сообщили Slon.ru источники в туристическом бизнесе, и подтвердил официальный представитель «Аэрофлота» Олег Михайлов

 
Прямая речь

«Сергей Обрывалин написал заявление об увольнении по собственному желанию»

Директор департамента «Аэрофлота» по связям с общественностью и госорганами Олег Михайлов
об увольнении коммерческого директора «Аэрофлота»:
Некоторое время [коммерческий директор «Аэрофлота» Сергей] Обрывалин находился в отпуске. Потом он написал заявление об увольнении по собственному желанию. Его просьба была удовлетворена: на днях гендиректор авиакомпании Виталий Савельев подписал приказ об освобождении Обрывалина от должности коммерческого директора. Документы по новому коммерческому директору пока не подписаны. Но временно исполняет обязанности коммерческого директора, действительно, Александр Волощук.
 

, а также сам Обрывалин. Его место в середине апреля займет Андрей Калмыков, основавший туристическую фирму «Санрайз». На рынке уверены, что пострадают от этого не только туроператоры, но и сам «Аэрофлот». СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ При Окулове Обрывалин курировал российские представительства «Аэрофлота». Но после ухода из авиакомпании зятя Бориса Ельцина, он не покинул «Аэрофлот» вместе с ключевыми менеджерами окуловской команды. Более того, новый гендиректор Виталий Савельев повысил Обрывалина до заместителя по коммерции, – по сути, третьего человека в компании, что для 34-летнего специалиста – блестящий карьерный рывок. Но в этой должности он не проработал и года. Как сообщил источник Slon.ru в туристическом бизнесе, с 26 февраля доверенность Обрывалина как коммерческого директора была отозвана

 
Прямая речь

«Вряд ли Андрей Калмыков окончательно порвал связи с туристической компанией, которую основал»

Источник в туристическом бизнесе
об уходе Сергея Обрывалина из «Аэрофлота»:
26 февраля у Сергея Обрывалина была отозвана доверенность коммерческого директора «Аэрофлота». В соответствии с приказом [гендиректора «Аэрофлота» Виталия] Савельева временным исполняющим обязанности коммерческого директора авиакомпании сейчас работает Александр Волощук. Это заместитель Обрывалина, Волощук, как и Обрывалин, еще с [бывшим коммерческим директором, а ныне – гендиректором «Атлант-Союза» Евгением] Бачуриным работал.
Почему Обрывалин уходит? Он – один из последних менеджеров команды [бывшего гендиректора «Аэрофлота», а ныне – замминистра транспорта Валерия] Окулова, кроме него остался только [первый заместитель Владимир] Антонов. Но он за производство отвечает, за безопасность полетов, и его так просто не заменишь. Обрывалину приписывают разного рода непрозрачности. Но если ты занимаешься коммерцией в государственной компании, то сложно вообще говорить о прозрачности. В авиации немного талантливого менеджмента. А Обрывалин – хороший коммерсант, пришедший из иностранного бизнеса, из KLM, профи в авиации. Вместе с Бачуриным он начинал многие проекты, «Аэрофлот» преобразился во многом и благодаря коммерческой команде Бачурина вошел в Sky Team.
Коммерческий директор «Аэрофлота» – очень высокий пост, выше его – только генеральный директор. Кстати, если бы Бачурин в свое время не ушел в Росавиацию, то, возможно, он и был бы сейчас гендиректором «Аэрофлота». Есть вариант, что Обрывалин будет работать в Минтрансе, к [министру транспорта Игорю] Левитину попадет. Хорошо будет, если в руководстве авиацией будет талантливый молодняк из бизнеса. Приход Окулова в Минтранс – уже хорошее дело. Окулов с его влиятельностью может представить министру реальную картину дел в отрасли.
о возможном назначении Андрея Калмыкова коммерческим директором «Аэрофлота»:
Волощук вряд ли останется коммерческим директором. Я знаю, что на эту должность прочат советника министра транспорта Андрея Калмыкова. Он когда-то действительно занимался бизнесом, ему принадлежала турфирма «Санрайз». Сейчас он госчиновник, и, по идее, он должен был подарить, продать компанию или передать в управление. Но мы же понимаем, что вряд ли он окончательно порвал связи с компанией, которую, по сути, основал. Калмыков – человек профессиональный, он был в шкуре туроператоров, не исключено, что он поможет туроператорам в хорошем смысле этого слова.
 

. Олег Михайлов из «Аэрофлота» сказал, что все это время менеджер находился в отпуске, а затем написал заявление об увольнении. Савельев его уже подписал, освободив Обрывалина от занимаемой должности. О причинах ухода коммерческого директора в «Аэрофлоте» не говорят. Михайлов подчеркивает, что Обрывалин уволился по собственному желанию. Сам Обрывалин подтвердил Slon.ru, что увольняется из «Аэрофлота» в связи с переходом на другую работу, но от дальнейших комментариев отказался. Очевидно, что с такой должности, как коммерческий директор «Аэрофлота», просто так не уходят. НОВАЯ МЕТЛА Придя в «Аэрофлот», Савельев жестко взялся за коммерческий блок. И его действия были заметны на рынке. Сперва он ввел для него KPI – занятость кресел в самолетах должна равняться 75%. Как выполнить такое требование в условиях кризисного падения спроса на перевозки? Банальным демпингом. Прошлой осенью конкуренты обвиняли «Аэрофлот» в демпинге, из-за которого якобы чуть ли не вся отрасль сваливалась в плоский штопор. Так или иначе, но занятость кресел была повышена заметно: по итогам 2009 года она составила в «Аэрофлоте» 69,5% – против 60% в начале года. Впрочем, до 70,9% в 2008 году по этому показателю авиакомпания все же не дотянула. А вот другое новшество команды Савельева рынок, в целом, воспринял на ура. «Аэрофлот» начал продавать блоки мест в своих самолетах туроператорам на специальном аукционе. Несмотря на то, что операторам приходилось выкладывать за кресла больше, чем раньше, такая схема должна была исключить из цепочки разного рода посредников. За участие в аукционе туроператор должен вносить невозвращаемый депозит, а это может себе позволить не каждый. И хотя аукционы прошли не совсем гладко, стремление «Аэрофлота» к прозрачности бизнес оценил. Однако следующие изменения в коммерческом блоке это достижение могут перечеркнуть. СОВЕТНИК ОТ БИЗНЕСА Всех топ-менеджеров, что сменили представителей команды Окулова, в «Аэрофлот» привел сам Савельев. Это и финансовый директор Шамиль Курмашов, и заместитель по работе с клиентами Вадим Зингман, и заместитель по IT Кирилл Богданов. А вот коммерческий блок, похоже, будет вотчиной министра транспорта Игоря Левитина, возглавляющего совет директоров авиакомпании. Почти наверняка в кресло Обрывалина сядет советник министра по авиации Андрей Калмыков. Он — член ревизионной комиссии авиакомпании и номинируется в совет директоров «Аэрофлота». В Минтрансе переход Калмыкова в «Аэрофлот» Slon.ru подтвердили

 
Прямая речь

«В середине апреля Калмыков выйдет на работу в «Аэрофлот»

Источник в Минтрансе
о переходе Андрея Калмыкова в «Аэрофлот»:
У министра транспорта несколько помощников по всем видам транспорта. Андрей Калмыков курирует гражданскую авиацию. Он у нас работает уже около двух лет. Как и почему он пришел в министерство, сказать не могу. Знаю, что в середине апреля он выйдет на работу в «Аэрофлот». Обрывалин же сейчас коммерческий директор? Вот на место Обрывалина, значит.
 

. В туристическом бизнесе этого чиновника знают хорошо: он пришел в Минтранс из бизнеса, правда, что именно связывает Калмыкова и Левитина, неизвестно. Советнику фактически принадлежит туристическая фирма «Санрайз», специализирующаяся на Австрии и Турции. Перейдя на работу в Минтранс, Калмыков должен был передать этот бизнес в управление или еще как-либо от него избавиться, но участники рынка сомневаются, что это произошло на практике. Более того, говорят источники, после того, как он стал советником министра, его структура стала заметным авиаброкером, причем, именно по рейсам «Аэрофлота». Тем самым посредником, от которых должны были избавить «Аэрофлот» и туроператоров открытые торги блоками мест. Маловероятно, считают в туристическом бизнесе

 
Прямая речь

«Я снимаю перед Савельевым шляпу за перемены в «Аэрофлоте», но с приходом Калмыкова я буду вынужден ее надеть снова»

Источник в туристическом бизнесе
о грядущем назначении Андрея Калмыкова коммерческим директором «Аэрофлота»:
Безусловно, Андрей Калмыков имеет отношение к турфирме «Санрайз». Он ее учредитель. Даже если он сейчас поставил вместо себя кого-то другого, то он все равно реальный владелец, хоть и теневой. Вот, например, в Австрии учредитель турфирмы – его жена. На туристическом рынке «Санрайз» сколь-нибудь серьезных позиций не занимает. Вот когда Калмыков стал советником министра транспорта, ему особенно полюбилось авиаброкерство: даже по таким странам, как, например, Куба, где он вообще не занимает никаких позиций, он просто берет у «Аэрофлота» блок билетов и перепродает.
Когда фигуры из частного бизнеса попадают на такие места [как кресло коммерческого директора «Аэрофлота»], ничего хорошего для остальных участников рынка это не сулит. Но на этом свет клином не сошелся. Очень много людей, имея свои фирмы, занимают чиновничьи места. Что поделаешь, это наша действительность. Бывает наоборот: человек – чиновник и, фактически, начинает занимается бизнесом. Да, это противоречит закону, и он может сказать: «А бизнесом занимаются дочь или жена. Они у меня так любят заниматься бизнесом. Но я нет, я не помогаю».
Ужас-ужас, что сейчас будет после назначения Калмыкова? Всем будет худо, включая и сам «Аэрофлот». С одной стороны, приходит человек, который что-то понимает в туризме. Но с другой стороны, у него есть интересы, которые для него будут важны. Я аплодирую [гендиректору «Аэрофлота» Виталию] Савельеву за те перемены, которые он проводит в компании, шляпу перед ним снимаю. Но с приходом в «Аэрофлот» Калмыкова я вынужден буду эту шляпу надеть снова. Я понимаю, что честному человеку сложно прийти в отстроенную систему, основанную на материальных взаимоотношениях, со своими людьми, и наводить там порядок.
Но ведь кое-где получается. Вот, например, электронные торги по блокам мест, которые туроператоры поддержали. Сам «Аэрофлот» на этом больше заработал чем тогда, когда отдавал блоки каким-то непонятным компашкам. Ведь начальная цена – это еще ничего. Эти компашки брали блоки на одних условиях, а потом могли поплакаться чиновнику в «Аэрофлоте», мол, давайте смягчайте, я продать не могу. И фактическая цена и цена, которая была первоначально прописана в контракте, ничего общего между собой не имели. Как это делается? Можно взять 1000 мест в самолетах по $100. Допустим, 200 билетов из них не продались в итоге. И тогда вместо того, чтобы взять с туроператора всю сумму контракта, то есть, за 800 мест по $125, авиакомпания те непроданные 200 билетов просто прощает, и все.
 

, что став коммерческим директором «Аэрофлота» Калмыков сможет полностью сконцентрироваться исключительно на интересах авиакомпании. А раз так, то креатура министра может сыграть не только против участников рынка, но и против самой авиакомпании.