Фото: РИА Новости/Илья Питалев

В онлайне зреет волна протеста против застройки территории фабрики «Красный октябрь». 28 января группа арендаторов комплекса собирается провести пикет на Патриаршем мосту со стороны «Стрелки». Их цель – сохранить образовавшийся здесь творческий кластер. А вчера открытое письмо в защиту промышленного комплекса в пяти минутах от Кремля написала Ксения Собчак. Известная телеведущая пишет, что «Красный октябрь» рискует превратиться в еще один комплекс элитного жилья, хотя мог бы остаться центром притяжения для «креативного класса». «В последние годы «Красный октябрь» стал синонимом слова «творчество», он превратился в настоящий культурный кластер с многочисленными галереями, дизайн-бюро, выставочными залами, образовательными и дискуссионными площадками, – продолжает Собчак. – Представители Москомнаследия уже заявили, что сноса исторических зданий на «Красном октябре» не планируется, и все арендаторы останутся на своих местах. Но как часто в истории нашего города мы видели, что после аналогичных обещаний властей, сносились целые здания, уничтожалась история Москвы». 

Власти и «Гута-девелопмент» успокаивают общественное мнение, заверяя, что никакого сноса не будет: новые объекты, которые появятся на данной территории, будут «гуманно вписаны в историческую среду района», а строительство начнется не раньше 2014 года. Кроме того, они напомнили, что первоначально проект выглядел куда более масштабно – строить собирались 170 000 кв. м, а не 25 500 кв. м. Это позволяет московским властям называть нынешние планы строительства «большой победой города».

В 2006–2008 годах амбиции у инвестора действительно были на порядок серьезнее. В рамках проекта «Золотой остров» планировалось поделить территорию «Красного октября» на восемь участков, для каждого из которых пригласить свое архитектурное бюро. Идеологом концепции выступал первый заместитель гендиректора «Гуты-девелопмент» Антон Чернов. Были привлечены компании из Великобритании, Франции, Германии и России, объем инвестиций оценивался в $0,5 млрд. И хотя «Гута» при этом обещала сохранить все дома-памятники и даже еще несколько зданий, было понятно: без сноса не обойтись. На митинги тогда никто не выходил: «Красный октябрь» еще не успел стать творческим центром – просто промышленная площадка. Юрий Лужков «Золотой остров» так и не согласовал, грянул кризис, Антон Чернов ушел из «Гуты» и помещения решили на три года сдать в аренду, так как производство из «Красного октября» уже было выведено. Нынешний проект – осколки прежней роскоши. Кризис научил экономить, а сносить здания «Красного октября» просто расточительно: они находятся в прекрасном состоянии. Незадолго перед выводом из них производства там провели ремонт. Но что будет дальше?

Процесс перестройки старых заводских комплексов в Европе был пройден еще в 1960-х годах, и в ходе него была выработана оптимальная схема. Сценарий один: смена технологий или вывод производства за рубеж высвобождали огромные помещения. Они очень подходили для творческих слоев: художников, дизайнеров, которым нужно большое пространство, но за небольшую арендную плату. В итоге в такое место стекалась богема, под которую также формировалась сфера услуг, и оно становилось модным. Благодаря этому ценность площадки в глазах девелоперов вырастала, и они с готовностью брались за ее перестройку в элитные жилые и многофункциональные комплексы. Порой владельцы заводских помещений сознательно сдавали их различным арт-студиям за символические деньги только ради смены имиджа. «Гута» тоже неслучайно всячески способствовала развитию творческой составляющей «Красного октября». Происходящее с фабрикой сегодня – закономерная стадия ее развития, даже с точки зрения девелопера. Творческая атмосфера должна существовать, чтобы привлекать желающих купить квартиру в модном месте.

А вот какие именно здания «Красного октября» представляют историческую ценность: 

Здания московского императорского яхт-клуба

Адрес: Берсеневская наб. д.2 с.1, Болотная наб., д. 1Б

Год постройки: 1893

Архитектор: Карл Трейман

Самый ценный памятник «Красного октября», у которого есть охранное свидетельство. Московский яхт-клуб был создан примерно через 20 лет после своего петербургского собрата, и был на тот момент вторым в стране. В отличие от питерского, постройки которого не сохранились, дожил до наших дней, оставшись еще и единственным известным памятником такого рода. К строительству подходили с особой тщательностью: только на поиск подходящего места ушло несколько лет. Здание возведено в модном тогда псевдоготическом стиле по проекту архитектора Карла Треймана, известного своим главным домом Нижегородской ярмарки и особняком Кноппа в Колпачном переулке в Москве. Изначально яхт-клуб располагал эллингами для хранения лодок, в которых к 1911 г. содержалось около 40 гребных и парусных судов. В описаниях этого места историки любят упоминать, что именно здесь проходил самый первый Кубок России по гребле в 1892 году, который выиграл Сергей Шустов, директор товарищества «Н.Л.Шустов с сыновьями» (известного винно-коньячного завода). Кроме него, в клубе состояли известные дворяне и члены императорской семьи. Яхт-клуб был очень популярным и модным местом у молодежи прошлых лет – туда ходил интеллектуальный цвет старой Москвы: известные адвокаты, литераторы, актеры. Так что налет богемности зона фабрики «Красный октябрь» получила уже тогда. Московский яхт- клуб продолжал работать и в советское время как гребная база «Стрелка».

Карамельный цех и административный корпус

Адрес: Берсеневская наб., д. 6

Год постройки: 1906-1911

Архитектор: Александр Калмыков

Вторые по ценности – старейшие промышленные корпуса «Красного октября», также охраняющиеся государством как памятники промышленной архитектуры. Это так называемый карамельный цех и пристройка к нему на Берсеневской набережной по проекту Александра Калмыкова. Он также был одним из архитекторов Третьяковской галереи, особняка Динга и планировал ремонт Городской думы в 1897 году. Тем не менее, Калмыков прославился именно как мастер промышленной «краснокирпичной» архитектуры, которая в те годы только начинала формироваться, – ему принадлежали проекты первой в Москве макаронной фабрики, ткацкой мануфактуры и некоторых других. Фабрика «Эйнемъ» («Красный октябрь») считалась одним из лучших его творений, соединивших специфическую внутреннюю планировку и красиво отделанный фасад. В одном из зданий Калмыкова расположился музей фабрики. В нем, например, есть сохранившаяся «контора» фабрики «Эйнемъ» – помещение с подлинными деревянными панелями, чугунным сейфом, светильниками.

Производственные корпуса

Адрес: Болотная наб., д. 3, 5, 7

Год постройки: 1888-нач. 20 века

Архитектор: н.д.

Здания, которые не имеют охранных свидетельств, хотя и датируются концом XIX века. Но ценность их, видимо, была погребена под массой перестроек в советское время, так что максимум, чего они оказались достойны, – формулировки «категория не устанавливается» и «ценный градоформирующий объект». Тем не менее, каждый из домов имеет свою историю. Так, дом по адресу Болотная наб., д. 3, стр. 1, по одной из версий, изначально также относился к яхт-клубу и только потом был перестроен в производственный корпус. А его фундамент был заложен даже раньше, чем у основного здания клуба – в 1888 году. Болотная наб., д.7, стр.1 строилась вообще как жилой дом. А здание на Болотной наб., д.5, стр.1 (1904 год) создавалось уже как часть ансамбля фабрики «Эйнемъ». Но что бы ни стояло за каждым из строений, скорей всего, именно они и будут погребены уже под новым строительством.