Сегодня стало известно, что российское правительство обсуждает очередной пакет санкций против Запада – в него может быть включен запрет на ввоз автомобилей из стран, которые ранее ввели санкции против России. Давайте посмотрим, к чему могут привести эти меры. Современная автопромышленность настолько распределена по регионам, что у компаний из ЕС, США и Японии есть много возможностей поставлять в Россию машины, сделанные в странах, не затронутых войной санкций. Например, в Турции собирают Ford, FIAT, Renault, Toyota и некоторые другие марки. Пока непонятно, будут ли санкции распространяться только на сами авто, собранные во «враждебных» странах, или на бренды «враждебных» стран в целом. Но если обсуждаемый пакет санкций будет принят и в нем не будет запрета на иностранные бренды, а только на машины, то в выигрыше будут крупные производители из топ-3 (Volkswagen, GM и Toyota), у которых достаточно мощностей в разных странах по сравнению с более мелкими производителями (такими как Honda, Peugeot и Renault). Производство бюджетных автомобилей полностью локализовано в России, так что покупателям народных иномарок бояться нечего. Санкции могут затронуть премиум-сегмент (прежде всего немецкие автоконцерны) и сегмент средне- и малотоннажных грузовиков – там зависимость от импорта выше, чем на рынке легковых автомобилей. В выигрыше окажутся производители из Китая: за последние два года импорт автомобилей из КНР и так вырос более чем в три раза. В целом ограничения окажут очень слабую поддержку авторынку в России, ведь в последнее время импорт автомобилей и без того снижался опережающими темпами по сравнению с внутренними продажами. Сами игроки рынка регулярно просят правительство о дополнительной поддержке. Например, в марте дилеры просили российские власти возобновить программу льготного автокредитования, по которой в 2010 году правительство субсидировало ставки по кредитам на покупку бюджетных машин, собранных на территории России. Учитывая то, что Центробанк повышает ключевую ставку, а значит – кредиты будут дорожать, это могло бы помочь нашей автомобильной промышленности. Но главная мера, на мой взгляд, это продолжение политики по стимулированию дальнейшей локализации производства автокомпонентов в России. К сожалению, в России почти не используется такой мощный инструмент поддержки спроса на продукцию автопрома, как стимулирование обновления автомобильного парка, прежде всего в виде повышенного налогообложения подержанных машин и введения льготных ставок для покупателей новых автомобилей, или, например, автомобилей малого размера (по примеру Японии), или автомобилей, соответствующих определенным экологическим требованиям. Причины политические – правительство боится недовольства со стороны бедных слоев населения, которые в основном и владеют старыми машинами. В Европе и даже в Китае используется еще один механизм поддержки – льготы для гибридов и электромобилей. Вряд ли в России сейчас имеет смысл их вводить, ведь производители почти не предлагают таких моделей, а потребители не готовы их покупать из-за отсутствия необходимой инфраструктуры в виде сети зарядных станций. Решить эту проблему может только государство, если начнет развитие данной сети для общественного транспорта и начнет закупку продукции автопрома (электромобилей) в рамках госзаказа.