Михаил Третьяк – партнер и руководитель IT/IP-практики юридической компании Digital Rights Center. Специально для Republic он рассказал, как и зачем власти России сейчас усиливают регулирование соцсетей, идем ли мы здесь по китайскому пути (спойлер – нет), а также о том, возможна ли полная изоляция Рунета.
– На днях ФАС возбудила дело в отношении Google из-за «доминирующего положения» YouTube. Роскомнадзор потребовал от Google, Facebook и Twitter до конца мая 2021 года подтвердить локализацию баз данных российских пользователей на территории РФ. Что касается Twitter, то РКН (пока) передумал блокировать его, но продолжает замедлять. Таких новостей в последнее время много. Можно ли говорить об усилении давления на западные интернет-компании?
– Такой тренд, безусловно, есть. Просто в разных случаях в ход пускают разные инструменты. В том же деле против Google ФАС ссылается на ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой «запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей».
Поскольку именно YouTube занимает существенную часть рынка и гораздо популярнее того же «внезапно воскресшего» RuTube, видимо, имеются в виду, например, блокировка на платформе контента телеканала «Царьград» и ограничения на показ фильма «Крым. Путь на родину» именно по причине того, что их блокировка «ущемляет интересы неопределенного круга потребителей». Понятно, что здесь может существовать определенная политическая подоплека, и Google все это делает не просто так – возможно, по собственной инициативе, а возможно, по согласованию с органами той юрисдикции, где они базируются, то есть, США. И с точки зрения российских госорганов, это – дискриминация.
Напомню, что в конце декабря 2020 года в России без какого-либо общественного обсуждения был принят пакет законов, направленных на усиление контроля за интернетом, в первую очередь, соцсетями. В частности, 10 февраля вступили в силу изменения в ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Согласно им, онлайн-платформам, ограничивающим у себя распространение материалов российских СМИ, может грозить замедление трафика, штрафы до 3 млн руб. и полная блокировка. Очевидно, что эта мера направлена против иностранных соцсетей и на защиту от последующих блокировок таких медиа, как тот же «Царьград» или RT.