Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

По данным PwC, в прошлом году объем выручки на российском рынке фриланса составил $41 млрд, что позволило нам войти в топ-10 стран по этому показателю. И, как полагают эксперты, тенденция не пойдет на спад. По прогнозам «Авито», к 2025 году объем рынка российского фриланса превысит $100 млрд. В текущих условиях привлечение специалистов из регионов – одна из точек роста компаний.

Относительно дешевый труд и большое количество талантов, особенно когда речь идет об IT и дизайне, делает регионы идеальной площадкой для поиска проектных исполнителей. Например, Java-разработчики из Кемерово, Томска или Новосибирска указывают в своем резюме на hh.ru суммы до 65 тысяч рублей, московские программисты запрашивают минимум 85 тысяч (средняя вилка – от 85 тысяч до 285 тысяч рублей). В условиях развития гиг-экономики возможность привлечь фрилансера из региона позволяет компаниям сократить большое количество издержек и масштабировать свой бизнес.

В стране есть регионы с низким средним уровнем дохода. Например, Саратов: там маленькие зарплаты и не очень много работы. Вы можете найти специалиста колл-центра в этом городе и платить ему 20–30 тысяч рублей, причем этот уровень дохода работника будет полностью устраивать – он зарабатывает выше среднего значения по своему региону, а расходы у него саратовские. В Москве за такого же специалиста придется платить от 50 тысяч.

Есть регионы с хорошо развитыми рынками: например, айтишников на аутсорс ищут в основном в Томске, Новосибирске, Кемерово. В Туле очень много сеошников и рекламщиков, потому что треть молодого населения так или иначе работала в Ingate, где усвоила азы интернет-маркетинга. Тот случай, когда компания создает очаг компетенций в регионе, а остальные целенаправленно ищут там исполнителей.

Иногда крупные компании используют серьезный подход к обучению в регионах. Так, производитель техники Bork выращивает своих специалистов на местах, обучает их, а потом позволяет людям становиться их проектными консультантами. Мы видим, что помимо Москвы и Санкт-Петербурга появляются лидеры, где проектных исполнителей становится больше: Казань, Екатеринбург, Краснодар. Но столицы все еще вне конкуренции.

Почему Россия – не Америка