Чем больше мы узнаем о перехвате самолета Ryanair в небе над Беларусью, тем меньше сомнений остается в том, что белорусские власти провели тщательно подготовленную спецоперацию по похищению Романа Протасевича и его подруги Софьи Сапеги. Из правового пространства Европейского союза они с помощью обмана и насилия (часто встречающаяся в криминальной практике комбинация) были перемещены в «правовую черную дыру в центре Европы», которой уже многие годы является Беларусь. Именно похищением случившееся названо в пресс-релизе Верховного комиссара ООН по правам человека.
Спустя несколько дней уже более четко вырисовывается и международно-правовая сторона происшедшего. Сложно сказать, думали ли вообще о ней организаторы этой акции. Так или иначе, они воспользовались недостатками международного права, ударив по его слабому месту: право очевидно нарушено, сделать же можно очень мало.
Нарушение двух конвенций
Своими действиями 23 мая Беларусь нарушила два международных договора, участником которых является.
Чикагская конвенция о гражданской авиации, принятая в 1944 году, сегодня объединяет 193 государства, включая Республику Беларусь. В соответствии с ней государства обладают суверенитетом над своим воздушным пространством. Государство может требовать от находящегося в его воздушном пространстве самолета посадки в случаях, когда полет является незаконным, или когда «воздушное судно используется в целях, противоречащих Конвенции».
Международное право исходит из общего интереса государств в поддержании безопасного воздушного сообщения. При этом главный приоритет – безопасность полетов. Сама по себе возможность требовать посадки в ситуации угрозы воздушному судну совершенно разумна и оправданна.
Но информация о «минировании», которая была озвучена белорусскими властями, является заведомой фабрикацией, содержащей двойную ложь (якобы бомба на борту самолета и якобы намерение взорвать ее над Вильнюсом). Перенаправление самолета преследовало совершенно другую цель, что вытекает из действий белорусских властей и их противоречивых заявлений. Кроме того, использование боевого истребителя для принуждения к посадке также может считаться нарушением Чикагской конвенции, запрещающей применять силу против гражданских самолетов.
У юристов есть термин для такой ситуации – злоупотребление правом. Право требовать посадки есть – но использовано оно при отсутствии оснований с целью, которая сама по себе противоречит международному праву.